Меню сайта
Статьи » Зарубежная литература » Другие авторы

Жизнь и творчество Генриха Гейне

  • Статья
  • Еще по теме

Генрих Гейне (1797—1856) — поэт, публицист, критик, родился в небогатой еврейской семье, учился на средства своего дяди, гамбургского банкира, в университетах Бонна, Берлина, Геттингена юридическим наукам, посещал лекции по философии Гегеля, филологии.

В начале творческого пути он создает знаменитый стихотворный сборник «Книга песен» и остроумную лирическую прозу — «Путевые картины» (1826—1831) — поэтичное обозрение социальной жизни Европы, навеянное путешествиями по Германии, Италии, Англии. Генрих Гейне не стремился к автобиографичности, однако, говоря словами Д. И. Писарева, его «бурная и вулканическая натура» не могла не проявиться в контакте с действительностью, ибо он был из тех, кому «необходимо любить, ненавидеть, желать, стремиться и бороться так, чтобы при этом совершенно забывать о мелких будничных интересах собственной личности», кто мог ощущать себя счастливым только тогда, когда «окунался с головою в омут страстной и ожесточенной борьбы за идею».

Повествование начинается описанием гор и лесов Гарца, где писатель искал спасения от суетного городского быта. Острые сатирические зарисовки нравов немецких поселений чередуются с вдохновенными живописными картинками природы, авторскими лирическими отступлениями — воспоминаниями, размышлениями.

В описании Геттингена, где прошли университетские годы писателя, любопытно разделение его обитателей на «студентов, профессоров, филистеров и скотов» — четыре сословия, которые «далеко не строго различаются между собой». Выразительными штрихами Генрих Гейне набрасывает портрет двух обывательниц геттингенской гостиницы — два полюса мещанского существования. Лишь за пределами города автору становится светло и радостно, даже бурная речка пленяет его, как прекрасная своенравная девушка, напоминает ему легенду об Ильзе-принцессе.

В последующих частях «Путевых картин» в панораме впечатлений появляются политические, революционные мотивы. В феодалах, бесчисленных «дворянах и дворянчиках» видит писатель главное зло Германии, мешающее историческому движению. В Ганновере, говорит он, «ничего другого и не видишь, кроме родословных деревьев с привязанными к ним лошадьми. От множества деревьев страна остается во мраке и, при всем обилии лошадей, не двигается вперед». В «Книге Легран» возникают воспоминания о французской революции 1789 г., о Наполеоне, который кажется автору сокрушителем изживших свой век порядков в завоеванных им землях. Рассказ барабанщика Леграна о красных маршах гильотины выглядит преддверием ужасного конца монархической деспотии.

Симпатии Генриха Гейне к итальянским карбонариям конденсируются в революционный пример для немцев, примирившихся с национальным унижением и государственной раздробленностью. Картины, посвященные Англии, обнаруживают в капитализме новый вид человеческой неволи. Во всяком случае, для путешествующего сатирика несомненным остается то, что освободительная миссия должна начаться для человечества с ликвидации феодального гнета.

Вольнолюбие Гейне было нетерпимо для немецкого самодержавия, полицейской цензуры, и писатель вынужден был эмигрировать во Францию, где он прожил с 1831 г. до конца своих дней.

В прозе Генриха Гейне нет четких жанровых границ, и все же он тяготел к роману. Об этом свидетельствуют фрагменты незавершенной «обрамленной повести» «Из мемуаров господина фон Шнабелевопского» (1834). Дневник путешествия, который ведет легкомысленный герой повести, более всего беспокоящийся о том, чтобы «деликатная связь» доставляла ему «кое-какие деликатные куски», — это довольно едкая сатира на бездуховный обывательский образ жизни, будь то в Гамбурге или Амстердаме. Генрих Гейне создает картину «вольного государства», где встречаются на каждом шагу коренастые фигуры с «рассудительными, холодными глазами, низкими лбами, с чрезмерно развитым жевательным аппаратом». Это царство банковского духа, его «граждане вольны... делать все, что им вздумается, а высокий и премудрый сенат также волен делать, что ему вздумается». Нарушают эту сытую безмятежность яркие эпизоды-истории, вторгающиеся в «пачкотню» господина фон Шнабелевопского. Один связан со старинной детской песней о некоем господине, который странствовал верхом по свету и сражался до тех пор, пока не получил ответы на все свои вопросы, и, раздосадованный, вернулся домой. Другая история навеяна легендой о Летучем Голландце, предостерегающей женщин выходить замуж за Летучих Голландцев, а мужчин остерегаться жертвовать жизнью ради женщин. Завершает записки библейская история о чудодейственной силе Самсона, который обрушил целый дом на головы властителей города, своих притеснителей.

В Париже Гейне знакомится с социалистическими учениями и в 1840 г. публикует памфлет «Людвиг Берне», где поведал об утраченных иллюзиях, порожденных буржуазной революционностью, утверждал жизнерадостный культ эллинизма и обличил несостоятельность уравнительства.

В 1843 г. завязывается тесная дружба писателя с молодым Марксом. В 1846 г. паралич приковывает Генриха Гейне к постели, но не гасит творческого горения.

Писарев посвятил своему любимому поэту статью, в которой он прежде всего оценил дух отрицания, а в его творчестве — необыкновенно яркую живописную палитру.

Источник: Горбунов А.М. Панорама веков: Зарубежная художественная проза от возникновения до XX века - М.: Кн. палата, 1991

Понравился материал?
2
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Просмотров: 1181