Меню сайта
Статьи » Зарубежная литература » Другие авторы

Генрих Гейне: биография немецкого поэта

  • Статья
  • Еще по теме

Поэт, прозаик, публицист, драматург, Генрих Гейне (1797-1856) как никто другой смог выразить главные тенденции и ключевые противоречия своей эпохи. О собственной способности отзываться на актуальные общественные, политические, культурные проблемы современности Гейне сказал так: «Поскольку сердце поэта располагается в самом центре мира, оно должно быть в настоящее время безнадежным образом раздвоенным... Через мое сердце прошла глубокая трещина, расколовшая мир, и этот факт вселяет уверенность, что великие боги предпочли меня многим другим и увенчали терновым венцом поэта-мученика». Говоря о «трещине, расколовшей мир», Гейне имеет в виду Французскую буржуазную революцию 1789 г. и ее разнообразные последствия для общественно-политической жизни, культуры и литературы Европы.

Импульс социального и культурного обновления, исходящий из Франции, — один из ключевых компонентов мировоззрения и эстетики Генриха Гейне. Все эпохальные явления современной ему французской истории — личность и судьбу Наполеона, Июльскую революцию, правление Луи-Филиппа, течение сен-симонизма, революцию 1848 г. — поэт воспринимает как своеобразное продолжение Французской буржуазной революции 1789 г. и идентифицирует их с идеалами «свободы, равенства и братства».

Вместе с тем современное поэту состояние немецкой жизни («немецкое убожество», по выражению самого Гейне) с официальной установкой на «реставрацию», восстановление прежних, актуальных до 1789 г. общественных и культурных ценностей, невосприимчивостью к революционным веяниям и передовым движениям мысли в неменьшей степени определяет проблематику «раздвоенной» гейневской поэзии и прозы. Аллегорический образ Германии, погруженной в глубокий сон, в поэме «Германия. Зимняя сказка» (1844) отражает отношение поэта к реставрационной немецкой действительности.

Выходец из состоятельного, либерально-ориентированного еврейского купеческого семейства, Гейне обучается до 1815 г. в гимназии в родном городе Дюссельдорфе, после чего изучает торговое дело во Франкфурте-на-Майне и в Гамбурге. При финансовой поддержке дяди, известного гамбургского банкира-миллионера, он пытается открыть собственное дело — торговлю мануфактурными товарами. В 1819 г. предприятие терпит банкротство. Генрих Гейне, еще раньше установивший у себя полное отсутствие «таланта к зарабатыванию денег», решает сделаться юристом и следующие шесть лет проводит в университетах Бонна, Берлина и Геттингена. Предметом его активного интереса выступает, однако, не юриспруденция, но история, литература и философия. В Бонне он слушает курс Августа Шлегеля по истории литературы, в Берлине — лекции Гегеля. Немалое влияние на Гейне в молодые годы оказывают контакты, завязанные в позднеромантическом салоне Рахель Фарнхаген фон Энзе: знакомство с А. Шамиссо, А. фон Гумбольдтом, К. Д. Граббе. К студенческим годам относится и первая самостоятельная публикация Гейне — сборник «Стихотворения» (1822).

Чтобы создать благоприятные предпосылки для возможной юридической карьеры, Генрих Гейне в 1825 г. переходит в протестантизм. После защиты диссертации по проблемам городского права он совершает ряд путешествий (к Северному морю, в Англию и Северную Италию), плодом которых становится сборник «Путевые картины» (1826-1831).

После революции 1830 г. Генрих Гейне переселяется в Париж, который он называет «новым Иерусалимом», оплотом «религии свободы». Французская столица того времени — гораздо более привлекательное место для продолжения карьеры свободомыслящего литератора, нежели любой из городов Германии, в которой цензурные ограничения не только сохраняют свою силу, но и постоянно ужесточаются.

«Французский» период Гейне распадается на два отрезка, первый из которых, 1831-1848 гг., связан с активной и необыкновенно продуктивной деятельностью поэта и публициста, знакомящего Германию с политическими и культурными условиями французской жизни в пору Июльской монархии и популяризирующего немецкую поэзию и философию во Франции. В Париже Гейне чувствует себя, по его собственным словам, «как рыба в воде». Его личные и профессиональные контакты распространяются на ведущие литературные салоны, в которых он сводит знакомство с А. де Виньи, В. Гюго, Т. Готье, О. де Бальзаком.

В 1843-1848 гг. Гейне, после знакомства с молодым эмигрантом К. Марксом, сближается с радикальными революционно-демократическими кругами. Влияние марксистских идей ощущается в «Песне ткачей», опубликованной в 1844 г. в «Немецко-французском ежегоднике» Маркса и А. Руге, и в поэме «Германия. Зимняя сказка».

Второй период парижской жизни —с 1848 г. до смерти в 1856 г. — связан с неизлечимой болезнью (сухоткой спинного мозга), приковавшей Гейне к постели и поставившей его жизнь в исключительную зависимость от жены Матильды. Малообразованная француженка демократического происхождения, она проявила много выдержки и сердечной теплоты при уходе за тяжелобольным поэтом. Восемь лет, проведенные в «матрацной могиле», меняют содержание и тональность поэтического и публицистического творчества писателя, интенсивность же его остается неизменной. Гейне похоронен в Париже на кладбище Монмартр.

Источник: История западноевропейской литературы. XIX век: Германия, Австрия, Швейцария / Под ред. А.Г. Березиной. - М.: "Академия", 2005

Понравился материал?
0
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Просмотров: 1269