Меню сайта

Статьи » Зарубежная литература » Другие авторы

"Смерть коммивояжера" (Миллер): описание и анализ пьесы

«Смерть коммивояжера» («Death of a Salesman») — трагедия А. Миллера. Пьеса имеет пак-заголовок «Кое-какие частные разговоры в двух действиях и Реквием». В конце 1948 г. драматург уехал в Нью-Йорка на свою ферму в Коннектикуте, где всего за шесть недель написал новую пьесу. Первая ее постановка была осуществлена в бродвейском театре Мороско 28 февраля 1949 г. (режиссер Э. Казан, агиография Д. Мелзинер, в главной роли Л. Кобб). В том же году пьеса была опубликована в издательстве «Viking Press»; и получила престижную Пулитцеровскую премию.

Основной драматический конфликт пьесы — конфликт между иллюзиями и действительностью - осложняется традиционным для драмы Миллера семейным конфликтом: между отцом, носителем ложных идеалов, и двумя взрослыми сыновьями (эта модель присутствует в пьесах «Все мои сыновья», «После падения», «Цена», «Сотворение мира и другие дела» и окончательно преодолевается лишь в «Американских часах», 1982 г.). В «Смерти коммивояжера» воплощены три известные мифологемы: о пути человеческой жизни, о возвращении блудного сына и мифология американской мечты. Мифологема пути, исконно связанная с древним комплексом представлений о смерти как о новом рождении, предстает здесь в сугубо пессимистическом варианте. На пороге самоубийства, в ночной сцене на огороде, полубезумный коммивояжер осознает, что «ничего еще не посажено, и земля его совершенно бесплодна». Американские критики сравнили Вилли Ломена в этой сцене узнавания с королем Лиром, «копающимся в своем огороде-сердце».

Библейский миф о возвращении блудного сына получает также своеобразную трактовку: вернувшийся в лоно семьи «бродяга» Биф вершит нравственный суд над своим отцом, его «ложными мечтами» и в финале заявляет о своем решении навсегда уехать на Запад в поисках свободы. Тема погони за успехом как важный мотив национального американского мифа разрабатывается во всех основных фигурах пьесы: в противопоставлении жизненного пути Вилли, который считает обаяние, умение всем нравиться главным путем к успеху, и его старшего брата Бена, добившегося процветания золотоискателя на Аляске; в сравнении судеб сыновей Вилли, которые «никогда не готовили себя всерьез для чего бы то ни было», и их ровесника Бернарда, ставшего известным адвокатом благодаря своей привычке к труду.

В пьесе «Смерть коммивояжера» Миллера показаны два лика божества успеха и сделана попытка опровергнуть тезис Д. Карнеги о значении личного обаяния для достижения победы в жизни-соревновании. Пьеса должна была подтвердить слова Миллера (в эссе «Трагедия и обыкновенный человек», 1949 г.) о том, что «обыкновенный человек — самый подходящий герой для современной трагедии» («low man» — «маленький человек в жизненной иерархии»), поскольку трагическое чувство возникает тогда, когда «герой готов пожертвовать свою жизнь ради сохранения чувства собственного достоинства». Однако американские критики не спешили признавать за этой пьесой право называться трагедией, предпочитая определять ее как «патетическую драму» (Д. Гасснер, Н. Фрай). В «Смерти коммивояжера» Миллера очевидно влияние экспрессионизма, которое прежде всего выразилось в попытке драматизации субъективной картины событий, увиденных через призму сознания центрального героя (первым названием пьесы было «Внутри его головы»). Влияние экспрессионизма сказалось и в фрагментарном построении действия, в котором сцены из настоящего чередуются со сценами из прошлого, позволяя героям беспрепятственно перемещаться во времени и пространстве. Проблема контроля временных потоков решается драматургом с помощью простого приема: при наличии постоянной декорации — каркас дома Вилли и дворик — в настоящем времени актеры соблюдают воображаемые границы стенных перегородок, а в сценах из прошлого все ограничения нарушаются, и персонажи выходят сквозь «стены» на просцениум. В дальнейшем Миллер использовал подобную кинематографическую форму, построенную на технике «наплывов времени», в драме «После падения» (1964 г.), действие которой происходит в памяти главного героя.

«Смерть коммивояжера» Миллера ставилась практически на всех подмостках мира. В 1959 г. пьеса была поставлена на сцене Ленинградского театра драмы имени А.С. Пушкина (в главной роли — Ю.В. Толубеев). В 1985 г. вышел фильм «Смерть коммивояжера» (режиссер Ф. Шлендорф, в главной роли снялся известный голливудский актер Д. Хофман).

Источник: Энциклопедия литературных произведений / Под ред. С.В. Стахорского. - М.: ВАГРИУС, 1998

Понравился материал?
0
Рассказать друзьям:
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: другие статьи появятся совсем скоро
Категория: Другие авторы | Добавил: katerina510 (15.05.2017)
Просмотров: 260 | Теги: Смерть коммивояжера, Миллер
Всего комментариев: 0 Всегда рады вашим комментариям
avatar