"Сатирикон" (Петроний): описание романа из энциклопедии
«Сатирикон» («Satyricon libri», «Книги сатир», в начальной форме — «Satyrica») — роман Г. Петрония Арбитра, римского писателя эпохи Нерона (конец 50-х — начало 60-х гг. I в. н.э.). Роман — условное жанровое обозначение; с точки зрения античной теории жанров произведение представляет собой мениппову сатиру, то есть смесь стихов и прозы, причем стихотворные части могут быть достаточно независимыми от общего плана повествования. Роман «Сатирикон» Петрония дошел лишь во фрагментах — отрывках из 14-й и 15-й книг, и этот факт сделал в восприятии потомков центральным эпизодом пир Трималхиона (явно второстепенного персонажа), несколько отодвинув на задний план главных героев, гонимых гневом Приапа — Энколпия и Аскилта, вместе с мальчиком Гитоном, которого они никак не могут поделить, ищущих пропитания теми способами, которые предписывает жанр плутовских историй. Из стихотворных частей следует отметить 295 стихов о гражданской войне, вложенных в уста Евмолпа, рассуждающего об эпической поэзии: эти стихи полемизируют с «Фарсалией» Лукана и его новшествами, привнесенными в римскую эпику. Пир Трималхиона, изображенный с выдающимся языковым мастерством, которое позволяло имитировать безграмотную речь как самого разбогатевшего вольноотпущенника, жестокого, невежественного, неразборчивого в выборе приглашенных и с удовольствием выслушивающего от них похвалы своим стихам, не вполне отвечающим правилам метрики, так и его гостей, рассматривался как пародия на двор Нерона; некоторые даже отождествляли «Сатирикон» Петрония с тем сочинением, о котором упоминает Тацит и которое Петроний перед смертью отправил к императору с перечнем его грехов. Как показал Г. Буассье, для такого отождествления нет никаких оснований, и скорее роман можно рассматривать как пародию на вольноотпущенников Клавдия, игравших при этом государе огромную роль в управлении империей. Таким образом, в сочинении «распорядителя удовольствий» при дворе Нерона нет ничего оппозиционного; высмеиваемые в нем лица и манеры не затрагивали опасную современность. Кроме пира Трималхиона, к числу наиболее крупных фрагментов относится кротонский эпизод (герои вместе со старым поэтом Евмолпом выдают себя за потерпевшего кораблекрушение богача и его двух рабов, намереваясь сыграть на распространенном пороке италийского общества I в. н.э. — охоте за наследствами). Из вставных новелл мастерский рассказ об эфесской матроне имеет вполне самостоятельную ценность. Роман Петрония «Сатирикон» не был особенно популярен ни в античности, ни в средние века; его признание начинается в XVII в. во Франции, в чем сыграл выдающуюся роль один из самых изящных вольнодумцев эпохи Сент-Эвремон. Ф. Нодо (в 1691 и 1693 г.) издал роман с талантливо восстановленными лакунами (уникальная фальсификация в истории античной литературы); Петронию подражали Матюрин Ренье и Р. де Бюсси-Рабютен. Лейбниц в письме от 25 февраля 1702 г. описывает карнавал при ганноверском дворе, изображавший пир Трималхиона. Генри Филдинг считал, что Петроний прославлен несправедливо. Зато на стороне автора «Сатирикона» — Лейбниц, Лессинг, Вольтер, Бальзак, Флобер; Ницше воспринимает его как пример «tutto festo — с бессмертным здоровьем, бессмертной веселостью и удачливостью». В России к горячим приверженцам Петрония относился М.А. Кузмин. Экранизацию романа осуществил Ф. Феллини. Источник: Энциклопедия литературных произведений / Под ред. С.В. Стахорского. - М.: ВАГРИУС, 1998 🔍 смотри также:
Понравился материал?
Рассказать друзьям:
Просмотров: 2530
| |