Роман "Сатирикон" Петрония: анализ произведения
Из эпохи Нерона до нас дошел в отрывках роман «Сатирикон», или «Сатира». Его автором принято считать некоего Петрония, приближенного императора Нерона, повторившего трагическую участь Сенеки. Согласно свидетельству Тацита, это был любимец императора, аристократ, «знаток роскоши», участник и изобретатель императорских увеселений. Приговор по обвинению в заговоре он принял стоически спокойно. В своем завещании Петроний будто бы, описывая безобразные оргии, перечислил всех распутников. Догадки и споры о времени создания «Сатирикона» и авторстве не вышли за пределы предположений и до наших дней: период между 58 и 65 гг. н. э. «Сатирикон» сохранился лишь во фрагментах более обширного сочинения. По форме — это пародия на традиционный греческий роман с любовными приключениями, с кораблекрушениями и мнимыми смертями и т. п. Авантюрно-сатирическая фабула построена на скитаниях по южной Италии, приключениях, ссорах и примирениях юношей без определенных занятий, гонимых слепым случаем по свету в поисках, где можно поживиться за чужой счет. Главный персонаж, ведущий рассказ, — бродяга Энколпий. Он избежал правосудия, обманом спас себе жизнь, совершил предательство, убил человека и осквернил храм. Его товарищ по бродячей жизни — Асколт, человек, достойный ссылки. Третий спутник — коварный испорченный мальчишка Гитон, предмет раздора двух друзей. Петроний чередует прозу со стихами, прибегает к анекдоту и новелле, превращая повествование в комический роман нравов, избегает моральной дидактики или порицания изображаемого. Его бесстрастие и незаинтересованность — это скепсис, отсутствие веры во что-либо светлое, «мрачный», скрытый за комической ситуацией, взгляд на действительность, где все продается и покупается, ибо «в мошне нынче Юпитер сидит». Эпикурейская направленность: «вечно любить, говоря: цель этой жизни — любовь» звучит иронически, так как изображенная вульгарность наслаждения отрицает чувство возвышенной любви. Самая яркая сатирическая картина в романе Петрония «Сатирикон» — пир Трималхиона, разбогатевшего вольноотпущенника, чье имя означает «трижды противный». Невежда в роли мецената, покровителя изящных искусств, Трималхион задает пир своим приятелям, обтрепанным бродягам — Энколпию с его компанией, незаметно вписавшимся в общество раздутых бурдюков и мыльных пузырей. Плотоядные действа и беседы в книге Петрония «Сатирикон» пародируют пир мудрецов «паствы Сократа», изображенный у Платона, а по сути демонстрируют разнузданность вседозволенного порока. Балаган жизни подчеркивается пестротой вставных эпизодов — фантастических, иронических, бытовых. Наибольшая популярность досталась вставной поистине «ренессансной» новелле об эфесской вдове, которая вначале решила заживо похоронить себя вместе с мужем, а затем изменила его памяти, предавшись новой любви. Обличительный пафос «Сатирикона» направлен на пороки действительности, где «приговор судей — товар, и может купить его каждый». Не случайно итальянский кинорежиссер Ф. Феллини в фильме «Сатирикон» обратился к мотивам античного источника, чтобы подчеркнуть порочность и упадок современной буржуазной цивилизации. Источник: Горбунов А.М. Панорама веков: Зарубежная художественная проза от возникновения до XX века - М.: Кн. палата, 1991 🔍 смотри также:
Понравился материал?
Рассказать друзьям:
Просмотров: 3949
| |