"Новая Элоиза" (Руссо): описание романа из энциклопедии
«Новая Элоиза» — роман в письмах Ж.-Ж. Руссо. В 1756 г. Руссо гостил на вилле г-жи Д’Эпине и начал писать роман в письмах о любви между учителем и его ученицей. Весной следующего года свою родственницу навестила Софи д’Удето; внушенная ею страсть дала роману новое направление: Софи тосковала о своем возлюбленном, Руссо довольствовался ролью друга, и когда любящая чета воссоединилась, Руссо продолжал переписываться с Софи, мечтая жить возле нее. Софи и стала прообразом Юлии второй части, верной супруги и добродетельной матери. В декабре 1757 г. Руссо читал роман друзьям, в 1758 вступил в переговоры с издателем Реем, после чего отделывал произведение еще на протяжении года. Вышел роман «Новая Элоиза» Руссо в 1761 г. в Амстердаме (у Рея) и в Париже. Успех превзошел все ожидания. Несмотря на многочисленные перепечатки, удовлетворить спрос публики было невозможно, и книгопродавцы выдавали роман напрокат за двенадцать су в час. Чувствительные сцены опьяняли читателей, добродетельные герои приводили в восторг. Особенно пленяло современников «красноречие сердца», которое «прожигает бумагу» (Б. Барер). Книга распадается на две части, как бы на два самостоятельных романа. Первая критикует уродливость общественного устройства, преграждающего влюбленным путь к счастью. Дурное общество словно бы подменило благородные натуры героев, они расчетливо идут и на притворство, и на обман ради своей «естественной» страсти. Но с последних писем третьей части для заблудившихся героев намечается возможность возрождения. Вера в человеческую природу — краеугольный камень руссоизма. Вторая часть, мир Кларана, где живет Юлия Вольмар после замужества, — руссоистская утопия возрожденного человечества. Письма влюбленных временами становятся рассуждениями на темы экономические, педагогические, религиозные, эстетические, обнаруживая силу ораторского таланта Руссо. Свою положительную программу писатель разовьет в «Общественном договоре» и «Эмиле», опубликованных сразу после «Новой Элоизы» в 1762 гаду. Отводя в своем мировоззрении главенствующее место природе, Руссо первым вводит в европейский роман лирический пейзаж, согласующийся с чувствами героев, с их воображением и изменчивым душевным состоянием. Открытием Руссо был и его главный герой Сен-Пре. Образ Сен-Пре открывает новый этап в эволюции литературного героя из низших слоев общества. Раньше сферой действия такого героя была исключительно деловая жизнь, а роман был историей борьбы за материальное благополучие. Сложная душевная жизнь оставалась привилегией героя-дворянина. Благородный, непрактичный «философ» Сен-Пре, плебей среди аристократов, неуравновешенный, уязвимый, не всегда добродетельный, но всегда стремящийся к добродетели, открыл для европейской литературы совершенно новый тип разночинца, человека интеллектуального, со сложной душевной жизнью, далекого от мещанских идеалов приобретательства. Руссо изобразил в нем самого себя, и от Сен-Пре прямой путь ведет к Вертеру Гете, а затем и к внесословному герою, молодому человеку романа XIX столетия. Вместе с тем название «Новая Элоиза» отсылает читателя к средневековому произведению — «Истории моих бедствий» Абеляра, которое включало переписку этого монаха с его возлюбленной — Элоизой. Источник: Энциклопедия литературных произведений / Под ред. С.В. Стахорского. - М.: ВАГРИУС, 1998 🔍 смотри также:
Понравился материал?
Рассказать друзьям:
Просмотров: 3132
| |