Меню сайта
Статьи » Зарубежная литература » Другие авторы

"Исповедь" Руссо: описание и анализ романа из энциклопедии

  • Статья
  • Еще по теме

«Исповедь» — автобиографический роман Ж.-Ж. Руссо. Начиная с 1765 по 1770 г., Руссо писал свой автобиографический роман, так и оставив его незаконченным (первая часть: книги 1-6, охватывающие период с 1712 по 1741 гг., создавалась в 1765—1767 гг.; вторая часть: книги 6—12, посвященные 1741—1765 годам, в 1769—1770 гг.). Зимой 1770—1771 г. Руссо читал свою биографию во многих салонах, но, опасаясь разоблачений, его недруги добились прекращения этих чтений, поэтому «Исповедь» была издана уже после смерти писателя: первая часть в 1782, а вторая — в 1789 году.

Жанр биографии предполагает субъективно-личный характер повествования, и уже в прологе к «Исповеди» автор уточнил предмет своего исследования: это рассказ об «одном человеке во всей правде его природы, — и этим человеком буду я». Интерес к самому себе не случаен: писатель считал себя человеком исключительным, представляющим непреходящую ценность. «Я создан иначе, чем кто-либо из виденных мною. Осмеливаюсь думать, что я не похож ни на кого на свете», — гордо заявляет Руссо. Пафос свободы и независимости пронизывает исповедальный роман, который становится похожим на декларацию прав отдельной личности, демонстрацией доктрины просветителя, стремящегося доказать, что только природа нравственна. С первых же страниц «Исповеди» Руссо читатель узнает подробности о рождении Руссо, о первых из прочитанных им книг, о его вкусах, добродетелях; писатель говорит о своей чувствительности и воображении, любви к природе, которая появилась благодаря длительным путешествиям и жизни в деревне; о бедности, несправедливости и унижениях, им испытанных. Все эти откровения лирического героя, рассказывающего о том, что он делал, о чем думал, каким он был и каким он должен был быть, если бы он жил всегда по законам природы и своего сердца, преследуют определенную цель: они доказывают, что цивилизация может нанести вред душам искренним и чистым. Откровения Руссо делают «Исповедь» документом психологическим, чрезвычайная субъективность которого дает представление о том, как формировалась личность и мировоззрение автора.

Писатель ставит себе за правило — «быть справедливым», говоря о себе. Но зачастую в самохарактеристиках автора ощущается, что он искренне считает себя человеком «смелым, гордым, неустрашимым», испытывающим «пламенную любовь ко всему великому, истинному, прекрасному, справедливому». Впрочем, эта идеализация образа героя «Исповеди» Руссо не мешает понять его характер, его человеческие слабости и природные наклонности, таланты и душевные качества. Автор хочет познать самого себя, поэтому он так внимателен ко всем нюансам своего душевного состояния: например, что происходит с ним, когда он видит ласточку, влетевшую в окно, или муху, севшую ему на руку. Руссо умеет ценить то, что его окружает, что приносит ему радость: солнца ли луч или горсть вишен. Он отдает себе отчет, что даже за такие незатейливые мелочи жизни надо быть благодарным судьбе. Руссо (задолго до М. Пруста) понял, что с помощью некой магии слова можно ухватить «утраченное время».

Секрет привлекательности книги заключен в стиле, «который составлял часть истории [Руссо]». Его стиль — производное сложной и противоречивой натуры писателя, способной создавать «страну химер», идеальный мир, чтобы удовлетворить потребности сердца: «Я создал себе общество из существ совершенных, каких никогда не находил здесь на земле». Но и реальной действительности Руссо уделял достаточно внимания, так как он полагал, что она формирует характер человека. Конечно, в первую очередь, писатель изучает себя, вспоминая, каким он бывал в доме у отца, у дяди, г-жи де Варанс, замечая, как он меняется под влиянием среды. Герой «Исповеди» делает вывод, что «по временам бывает так мало похож на себя, что его можно принять за другого человека с характером, прямо противоположным его собственному». И все же писателю кажется, что душевная жизнь человека во многом сохраняет независимость от внешнего мира, а приобретенные качества (результат влияния среды) могут утрачиваться. Исследование своего «я» помогает Руссо открыть непознанные возможности человека, его подспудные, иррациональные чувства и поступки.

С реальной действительностью сталкивается молодой человек, провинциал, плебей по происхождению, свободный, добродетельный, который решается без протекции, без опеки добиться экономической независимости в условиях Франции середины XVIII века. Ж.-Ж. Руссо рассказывает о жизни, полной скитаний, волнений, упорной проповеди, пафоса личного одиночества, «сердечного воображения». В первых шести книгах он в хронологическом порядке вспоминает о моментах приятных, подавая их то в форме картин («Сбор вишен»), то в форме романтического портрета («Г-жа Варанс»), и тема «счастья», как лейтмотив в музыкальном сочинении, повторяется в них («Ночь на берегу Соны», «Прогулки пешком»). Но уже в этих книгах герой все больше чувствует свою «посторонность» по отношению к тому кругу, в котором он жил. Осознав, что с презрением относится к салонной культуре, он отрекся от карьеры и все чаще стал обращать внимание на благородные природные свойства народа и низменные — дворянства. Усилилась тяга Руссо к свободе, к независимости (в частности, от денег и от мнения знатных людей). Он признавался, что «пожираем потребностью любить» (чувствительность Руссо принимала подчас болезненные формы). В последующих книгах Руссо, ощущая себя жертвой несчастий, рассказывал, как его преследовали церковники, как ему приходится скитаться без средств к существованию. Герой «Исповеди» Руссо все время ощущает враждебность внешнего мира по отношению к себе, и поэтому еще больше сосредоточивается на себе, на «одиноких прогулках и мечтаниях, которыми они наполнены».

И в «Исповеди», и в «Мечтаниях любителя одиноких прогулок» (1778 г.), продолжении биографии Руссо, особое место занимает природа, описания которой теснейшим образом связаны с субъективно-психологическим состоянием героя. Он и ранее любил побродить по полям и лугам, всегда предпочитая первозданную природу парковым аллеям. Теперь же одинокие прогулки приводят его в восхищение, созерцая природу, он переживает чувство глубокого слияния с ней. Поэтому писателю было чуждо «практическое» отношение к природе; она всегда была для него царством красоты. «Исповедь» Руссо, анализ которой мы провели, — своего рода энциклопедия «руссоизма», фундаментальные понятия которого — «чувствительность» (то есть проявление естественного начала в человеке), «культ природы», индивидуализм, лирическая меланхолия, «сердечное воображение» и, конечно же, чувство социальной несправедливости. Руссоизм заявил о себе и особым повествовательным стилем, где «чувствительность» создала свой словарь и выразилась в эмоционально-приподнятом слоге. Будучи ответом эпохи Просвещения на «Исповедь» Аврелия Августина и «Историю моих бедствий» Пьера Абеляра, произведение Руссо вызвало к жизни множество «Исповедей» XIX и XX вв. (только в русской традиции — «Исповедь» Л.Н. Толстого, М. Горького и др.).

Источник: Энциклопедия литературных произведений / Под ред. С.В. Стахорского. - М.: ВАГРИУС, 1998

Понравился материал?
6
Рассказать друзьям:
Просмотров: 8920