Меню сайта
Статьи » Зарубежная литература » Другие авторы

Литература Средневековья: общая характеристика

  • Статья
  • Еще по теме

В V веке нашей эры закончилась многовековая эпоха греко-римского господства, завершился древний период европейской истории и, соответственно, завершился период античной литературы. В истории Европы началась эпоха Средневековья, продлившаяся более тысячелетия. К XVI веку Средневековье постепенно сменяется эпохой Нового времени, продолжающейся до наших дней. Средневековье обычно разделяют на три периода: первые пять веков до X века называются ранним Средневековьем; X—XIII века — расцвет и вершина средневековой культуры — высокое Средневековье; последующие века — время неуклонного заката большой эпохи, его называют поздним Средневековьем.

Литературу эпохи Средневековья называют средневековой литературой. Особенности, о которых надо помнить, говоря о литературе этого периода, — это, во-первых, неполное совпадение периодизации исторической и литературной, а во-вторых, неравномерное распространение на территории Европы. Так, исторический период Средневековья заканчивается на рубеже XV и XVI веков, тогда как в искусстве и литературе уже в XIV веке начинается эпоха Возрождения (Ренессанс), которая по духу и характеру уже родственна Новому времени. Литература восточных славян, объединяющая письменность будущих русского, белорусского и украинского народов, появилась лишь в X веке, поэтому средневековую русскую литературу принято называть древнерусской литературой в связи с поздним возникновением русского государства.

На развитие средневековой литературы влияли три культурно-исторических фактора. Во-первых, сохранялось сильное воздействие античной литературы. Однако с течением времени античные мифы и образы перестали играть определяющую роль в сознании средневековых авторов и начали выполнять функцию художественных средств, то есть происходил процесс демифологизации литературы. Во-вторых, возросла роль фольклора в литературе, что вызвало продуктивное соединение традиций жанров античной литературы и новых национальных жанров. Ведущими в средневековой литературе стали эпические песни, героический эпос, былины, исторические песни.

В раннем Средневековье появляются англосаксонская эпопея «Беовульф», скандинавские песни «Старшая Эдда», германские «Песни о Нибелунгах». В них неразделимо соединились миф, предание, сказка, история, быт и культура этих народов. К XII веку относятся национальные песни о героях: во Франции — «Песнь о Роланде», в Испании — «Песнь о моём Сиде», в Киевской Руси — «Слово о полку Игореве». Пафос всех трёх произведений направлен на необходимость укрепления государства и борьбы с иноверцами. «Слово о полку Игореве» выделяется из европейской литературы этого времени зрелостью мысли и художественным совершенством.

Наконец, третий решающий фактор для средневековой литературы — христианское мировоззрение: первые произведения литературы этого периода были связаны с евангельскими текстами и другими религиозными памятниками. Христианская литература с неизбежностью вытеснила на периферию европейской культуры произведения другой религиозной направленности, создала новый, единый нравственно-этический комплекс законов жизни и подготовила создание таких великих книг раннего Возрождения, как «Божественная комедия» Данте Алигьери и «Декамерон» Джованни Боккаччо.

К XV—XVI векам роль средневековой литературы в Европе ослабевает, и её место занимает литература Возрождения, ярчайшими представителями которой явились У. Шекспир и М. Сервантес. В древнерусской (средневековой) литературе период смены литературной формации пришёлся на XVII век, однако доминирование церковного характера русской литературы сохранилось вплоть до XVIII века. Древнерусская литература усвоила и развивала доминирующие принципы художественного метода литературы Средневековья. К ним относятся анонимность, или имперсональность (отсутствие автора), подчёркивающая коллективное, общее начало в деятельности человека, историзм, дидактизм, ритуальность, пренебрежение развлекательностью. Темы древнерусской литературы основывались на контрасте добра и зла, моральных правилах, добродетельности человека, его ответственности и самоотречённости.

Однако церковность русской литературы, ослабевая в XVIII веке, преобразовывалась в особое, уникальное качество — духовность в сочетании с нравственностью. Поэтому русская литература Нового времени создала непревзойдённые образцы художественных произведений.

Источник: Москвин Г.В. Литература: 9 класс: в 2 ч. Ч. 1 / Г.В. Москвин, Н.Н. Пуряева, Е.Л. Ерохина. - М.: Вентана-Граф, 2016

Понравился материал?
23
Рассказать друзьям:
Просмотров: 16030