Генрих Сенкевич: обзор творчества писателя
Генрих Сенкевич (1846—1916) родился в обедневшей шляхетской семье, учился в Варшавском университете на медицинском и историко-филологическом факультетах. В 1876—1879 гг. он путешествовал по Англии, США, Франции и Италии, проникшись неверием в буржуазную цивилизацию, граничащим с пессимизмом. Оптимистические мотивы, проявившиеся в его творчестве, связаны в основном с чувством любви к родине и нашли выражение по преимуществу в исторических романах. В новеллистике Сенкевича, насчитывающей несколько сборников, основное внимание обращено к тогдашней современности. Автор рисует образы неутомимых энтузиастов, мечтающих мирным путем расправиться с социальным злом («Нет правды в своем отечестве», «Две дороги», 1872), и вместе с тем с тоской смотрит на уходящее поколение — патриархальную старину в «маленькой трилогии» («Старый слуга», (1875), «Ганя» (1876), «Селим Мирзан» (1877)). В новелле «Из дневника познанского учителя» (1879) говорится о страданиях и гибели школьника-поляка, не сумевшего овладеть немецким языком и выдержать насмешки над собой со стороны учителей-немцев. Потрясающа история крестьянского мальчика, который увидел в барском доме скрипку и, завороженный, дотронулся до нее, после чего погибает, запоротый за такое кощунство («Янко-музыкант», 1879). Герой новеллы «Бартек-победитель» (1882) — крестьянин-поляк, мобилизованный в германскую армию во время франко-прусской войны 1870—1871 гг. Неграмотный, невежественный, он слепо подчиняется приказам, награждается за подвиги и возвращается домой с надеждой, что здесь ему воздастся по заслугам, но вместо этого обречен скитаться с семьей по свету. Автор улавливал и признаки назревавшего стихийного бунта деревенской бедноты («Эскизы углем», 1877). В Америке Генрих Сенкевич сталкивается с «крепостью капитализма», где его поражает гигантское скопище торговцев, банкиров, предпринимателей, чиновников, которые, охваченные «желтой лихорадкой», высасывают живительные соки из народа («Через степи» (1879), «В стране золота» (1880), «Орсо» (1882), «Сахем» (1883)). Здесь же его поджидают встречи с польскими эмигрантами, поведавшими писателю о своей нелегкой судьбе («За хлебом», 1882). Драматична судьба повстанца Скавинского, который после поражения польского восстания 1831 г. оказался на чужбине и претерпел одиссею по чужим странам, пока не стал сторожем маяка на одном из безлюдных американских островов («На маяке», 1881). Обращение к прошлому своей страны Генрих Сенкевич мотивировал тем, что современность ничтожна в сравнении с величием и мощью истории. События Польши XVII в. легли в основу его трилогии — «Огнем и мечом» (1884), «Потоп» (1886), «Пан Володыёвский» (1888). Сюжет первого романа заимствован из эпохи войн поляков с казачеством. Сенкевич взял эпизод, связанный с восстанием украинского крестьянства под руководством Богдана Хмельницкого, в ком писатель видит лишь стремление лично отомстить некогда обидевшей его польской шляхте. Искажение исторической правды было осуждено его соотечественником Болеславом Прусом, который заметил, что автор романа прошел мимо проблем эксплуатации народа, жадности и произвола панов, вызвавших к себе справедливую ненависть казаков. В лучшем романе трилогии «Потоп» показана феодальная шляхетская Польша в период, когда на ее территории в жестоких сражениях развертывалась польско-шведская война, грозя стране и нации утратой государственной самостоятельности. Увлекательно рассказывая о приключениях молодого хорунжего, а затем полковника Анджея Кмицица и его возлюбленной Александры Биллевич, автор проводит мысль о преданности родине, о патриотической непреклонности, становящейся высшей мерой поступков героев. «Пан Володыёвский» — увлекательное приключенческое повествование, завершающее трилогию эпизодами съезда шляхты в Варшаву на выборы короля, а также изображением трагических последствий феодальной жестокости. Завершается здесь и история феноменально ловкого шляхтича Володыёвского, непременного участника изображаемых событий. Как исторический романист автор трилогии недалеко ушел от Крашевского. Раскрытие смысла происходящих событий он заменял занимательным сюжетом, будто бы несущим этот дух истории, т. е. следовал поэтике А. Дюма-отца, получившей широкое читательское признание. Своей трилогией Сенкевич выразил неприятие буржуазной современности, уход от ее проблем в историю. В романах «Без догмата» (1891) и «Семья Поланецких» (1894), составивших дилогию, он показал моральную деградацию польской аристократии, паразитическую жизнь без цели, труда и чувства ответственности перед обществом. Роман «Без догмата» написан в форме дневника молодого человека из аристократического польского семейства. Леон Плошовский богат, красив, получил прекрасное образование. Он обладает недюжинным умом и душевной тонкостью, но живет «без догмата», без определенной цели в жизни. Это мешает ему найти применение своим блестящим способностям и приводит ко все нарастающей внутренней опустошенности. Непоследовательность и нерешительность Леона не дают ему возможности найти счастье в любви и семейной жизни — он без всякой видимой причины, почти накануне свадьбы, покидает любящую его и любимую им Анельку. Горькие воспоминания о встрече с Леоном остаются и в душе талантливой пианистки Клары — серьезной, умной девушки, способной на большое и глубокое чувство. Созданный Сенкевичем образ Леона Плошовского занимает свое место в галерее образов так называемых лишних людей. В центре второго романа дилогии Генрих Сенкевич ставит энергичного шляхтича Станислава Поланецкого, умеющего приспособиться к миру капиталистической предприимчивости и отстоять свое право на существование и возродить утраченное могущество шляхты. Всемирная известность пришла к писателю, когда был опубликован его удостоенный Нобелевской премии в 1905 г. роман «Камо грядеши» («Quo vadis», 1896), посвященный борьбе языческого Рима с ранним христианством. Действие романа охватывает 64—68 гг. нашей эры, последние годы правления императора Нерона. Автор изображает полные драматизма события, относящиеся к закату Римской империи и возникновению христианства. Разрушающему все вокруг произволу Нерона он противопоставляет нравственное пробуждение и безграничную любовь молодого римского военачальника Виниция к прекрасной заложнице Лигии, дочери одного из вождей варваров. В числе центральных фигур в романе — родственник Виниция — писатель Петроний, автор романа «Сатирикон». Будучи приближенным императора, он оказывал покровительство Виницию, сыграл роковую роль в его жизни, а сам, втянувшись в дворцовые интриги, пал жертвой репрессий. Картина грандиозного пожара в Риме как бы предвещает неизбежность гибели города и изжившей себя империи. «Крестоносцы» (1899—1900) — одно из лучших последних произведений Генриха Сенкевича — важнейший итог его многолетнего писательского труда. Исторически правдиво воссоздает автор картины жизни польского народа, на рубеже XIV и XV вв. вступившего в борьбу не на жизнь, а на смерть с лютым врагом Польши — Тевтонским (немецким) орденом. Наиболее значительное событие в эпопее — Грюнвальдская битва 15 июня 1410 г., участниками которой явились не только польские рыцари, но и крестьянское войско. Роману присущ острый сюжет, к которому добавляет занимательность история любви молодого шляхтича Збышка и юной красавицы Дануси. Источник: Горбунов А.М. Панорама веков: Зарубежная художественная проза от возникновения до XX века - М.: Кн. палата, 1991 🔍 смотри также:
Понравился материал?
Рассказать друзьям:
Просмотров: 797
| |