Меню сайта
Статьи » Зарубежная литература » Другие авторы

Генри Джеймс: биография и творчество писателя

  • Статья
  • Еще по теме

Генри Джеймс (1843—1916) родился в состоятельной образованной семье. Его братом был известный философ У. Джеймс, идеолог прагматизма.

Писатель учился в Швейцарии, изучал право в Гарвардском университете, рано начал увлекаться литературным трудом, сознательно отказался от участия в политической жизни, с 1875 г. переселился в Европу и за год до смерти принял британское подданство. В конце XIX в. творчество Джеймса стало заметным явлением, зафиксировавшим конфликт между любовью к истинной красоте и вульгарным практицизмом. Отсюда тургеневская тональность (Джеймс познакомился с русским писателем в Париже в 1876 г.), изысканная артистичность повествования и акварельная прозрачность в изображении чувства, характерные для повествовательной манеры этого художника. Сорок с лишним лет прожил он вдали от родины, в Старом Свете, где написал свои лучшие произведения.

В интеллектуальном романе «Европейцы» (1878) неприятие коммерческого быта Америки выразилось в уповании на пуританскую мораль, которая, однако, не замедлила проявиться в судьбе героев мертвящей догматичностью и суровым аскетизмом, противоречащим просветленному чувству, подлинной свободе личности. В повести «Дэзи Миллер» (1879) показана драматичная судьба девушки-провинциалки, оклеветанной и отвергнутой ее средой.

Неудавшаяся любовь — тема романа «Вашингтонская площадь» (1880). Развивая тему «Госпожи Бовари» Г. Флобера, Джеймс в своем романе «Женский портрет» (1881) говорит об иллюзорности свободы в царстве собственнического эгоизма, о неизбежности крушения надежд, о гибели женской души. Здесь писатель проследил историю жизни молодой женщины, которую «перемолотили на мельнице условностей». Драматические перипетии любовного чувства, возникающие на почве столкновения простоты, естественности с интриганством и деловитостью, изображаются автором то с юмором, иронией, то с печальной проникновенностью в повестях «Связка писем» (1879), «Осада Лондона» (1883). Против паразитизма богемной жизни направлена повесть «Ученик» (1891), против натуралистической бездуховности — «Подлинные образцы» (1892), против двуличия и нравственного ничтожества привилегированного общества — «Урок мастера» (1892), «В клетке» (1898).

Лучшей в творчестве Джеймса считается повесть «Письма Асперна» (1888). Ее содержание навеяно реальными событиями, связанными с судьбой людей, бывших когда-то близкими великим поэтам Байрону и Шелли. Действие развертывается в Венеции, в ветхом старинном дворце. Здесь живет достигшая глубокой старости женщина, чью юную красоту прославил талантливый поэт Джеффри Асперн, которого уже давно нет в живых. Попытка приезжего литератора завладеть письмами Асперна к этой женщине составляет сюжетную канву повести, отличающейся пристальным интересом автора к внутреннему миру его героев.

Повесть «Зверь в чаще» (1903) принадлежит уже литературе XX в. как предвестие ситуации трагического одиночества, духовного отчуждения, насильственной разобщенности людей, разочарованных в «благах» собственнической цивилизации. Эта ситуация, навеянная отношениями писателя с внучатой племянницей Ф. Купера, обернулась для Джона Марчера, героя повести, слишком долгим ожиданием личного счастья, которое запоздало и не смогло что-либо изменить в его жизни.

Высокую ответственность художника перед искусством Джеймс возвел на пьедестал осознанного нравственного героизма, и в этом утверждающий пафос его литературного наследия.

Источник: Горбунов А.М. Панорама веков: Зарубежная художественная проза от возникновения до XX века - М.: Кн. палата, 1991

Понравился материал?
0
Рассказать друзьям:
Просмотров: 784