Французская поэзия эпохи Возрождения
Французская поэзия эпохи Возрождения... На нее смотрели как на искусство развлечения, на стихи как на красивые безделки, и поэты, потакая вкусам двора (этой участи не избегли ни Клеман Маро, ни Ронсар), уподоблялись ювелирам, стремясь к тончайшей отделке своих сонетов, посланий, гимнов, как поэты старофранцузской школы оттачивали свои триолеты и баллады, а трубадуры свои серенады и альбы. Мир для Клемана Маро широк и прекрасен. Даже когда он пишет псалмы (перевод псалмов Давида), еретические стихи, осужденные Сорбонной, он в Боге видит устроителя земного счастья, справедливости и милосердия. Земля не юдоль печали, земля—обитель добра и красоты. Не случайно католики и протестанты одинаково преследовали поэта, первые как еретика, вторые как вольнодумца. Клеман Маро редко бывал печален. В его стихах мы не найдем ни глубоких раздумий, ни меланхолических рефлексий. Он насмешлив и лукав. В его поэзии бьет живой родник народного юмора, типично французского, легкого, чуть-чуть фривольного, но всегда нравственно чистого и доброго. Жизнь его полна скитаний под угрозой репрессий. Доктор богословия Буше добился осуждения поэта и заключения его в тюрьму за «ересь». Впоследствии бездарный поэт Сагон преследовал его клеветой и грубой бранью, а вместе с ним и черная свора жалких писак. Клеман Маро отвечал насмешливыми стихами. Пьер Ронсар возвестил новую эпоху в истории французской поэзии, он и окружавшие его поэты, принявшие претенциозное имя «Плеяды», ниспровергли старые поэтические авторитеты Франции, в том числе Франсуа Вийона. Заслуга Ронсара и его последователей, пожалуй, заключалась не в том, что они усовершенствовали родной язык. Такой подвиг был вряд ли им под силу. Заслуга их в том, что они обратили внимание современников на необходимость создания литературного языка, а он становился цементирующим элементом формирующейся нации. Вопросы чистоты языка, а под этим понималась в сущности общенациональная унификация его, стали в результате деятельности поэтов Плеяды вопросами дня, вопросами, волновавшими тогдашнюю интеллигенцию Франции. Областническая разобщенность французского языка, следствие еще не закончившегося процесса территориального и административного объединения Франции в XVI столетии, была весьма заметной. Деятельность поэтов Плеяды, направленная на унификацию языка, была поэтому своевременной и необходимой. Такова, в общих чертах, французская поэзия эпохи Возрождения. Источник: Артамонов С.Д. Сорок веков мировой литературы. В 4 кн. Кн. 3. Литература эпохи Возрождения. – М.: Просвещение, 1997 🔍 смотри также:
Понравился материал?
Рассказать друзьям:
Просмотров: 2057
| |