Меню сайта
Статьи » Зарубежная литература » Другие авторы

"Декамерон": описание и анализ произведения из энцкилопедии

  • Статья
  • Еще по теме

«Декамерон» («Il Decameron») — сборник новелл Джованни Боккаччо. Произведение написано в период с 1350 по 1353 гг., впервые издано в 1470 г. Существует рукописная копия («ватиканский канон»), датированная 10 октября 1427 г., содержащая 112 рисунков пером. Книгопечатание в Италии началось в 1465 г., и до появления первого издания «Декамерона» в печатне неаполитанца Проктора Терентиуса, существовало множество рукописных копий, содержащих разного рода добавления. «Декамерон» по-гречески «десятидневник». По замыслу автора 100 новелл «укладываются» в 10 дней; число дней соответствует числу рассказчиков — семерых девушек и троих юношей. Молодые люди спасаются от чумы (которая действительно свирепствовала во Флоренции в 1348 г.) на живописно расположенной вилле недалеко от Флоренции. Пестрое содержание разнородных новелл объединяет единство замысла, единство хронотопа, продуманная архитектоника.

«Декамерону» предшествует богатая литературная традиция организации разносюжетных повествований в единое целое. Боккаччо использовал целый набор схем и приемов, восходящих к средневековым трактатам по риторике (например, каждой новелле предпослано морально-дидактическое рассуждение), к фаблио, средневековым притчам (вкрапление неоспоримых моральных сентенций), трагедиям, переложениям французских рыцарских романов, сборникам рассказов флорентийских купцов, сказок, народных поэм. Вся совокупность литературных источников определяет жанровую специфику произведения. Повествование идет от горького и резкого порицания пороков до восторженного и изысканного прославления добродетели и благородства. Чреда сменяющих друг друга новелл складывается в грандиозную панораму «человеческой комедии», завершаясь сказочным эпилогом (это — аллегорический волшебный сад, где процветают благородные человеческие качества).

Чтобы придать плану повествования большую четкость и цельность, Боккаччо заключил его в рамочную конструкцию - прием, характерный для средневековой литературы.

Мрачный и выразительный рассказ об ужасах чумы, поразившей Флоренцию (во введении), создает эмоциональный фон, на котором ярче и выразительней выступают жизнерадостные персонажи (рассказчики), решившие не только спасти свою жизнь, но и провести страшные дни чумы с максимальным удовольствием: новеллы сборника — как «светлый оазис» в «кровавой пустыне» (это обрамление со временем превратилось в образ «пира во время чумы», давший название одноименной трагедии А.С. Пушкина). Введение также призвано выполнить роль «увертюры» или прелюдии к основному корпусу новелл: в начале следуют короткие и яркие рассказы (увиденные или подслушанные) о проделках и плутнях жадных до наживы, сметливых и остроумных пополанов (первый день), затем следуют длинные книжные рассуждения о подвигах благородных рыцарей (десятый день).

«Декамерон» Боккаччо называют великой «купеческой» эпопеей в новеллах-притчах. Центральный социальный фон — это купеческая среда, средоточие активной деятельности предприимчивых и удачливых буржуа. «Исторический» фон задается галереей удивительно живых портретов великих людей той эпохи. Перед нами проходят Танкред, Вильгельм II, оба германских Фридриха и Манфред, оба Карла и Роберт Анжуйский, Педро и Федериго Арагонские, Гвидо ди Монфорте и Джанни да Прочида, папа Александр III и король Шотландии, папа Бонифаций и король Иерусалимский, персонажи эпопей, героических поэм, исторических хроник, рыцарских романов. В целом складывается величественная картина эпохи, имевшая решающее значение для культурного и исторического развития Европы.

Проза «Декамерона» Боккаччо представляет собой чрезвычайно тонкую словесную ткань. В ней отразились каноны аристократической прозы того времени. Непосредственное влияние на стиль Боккаччо оказали Паоло да Перуджа и Диониджи да Борго Сан Сеполькро, самые авторитетные мастера изящного слога в пору неаполитанского «ученичества» автора. Также отмечены в «Декамероне» следы чтения автором Апулея, св. Августина, Боэция, Фульгенция, Беды Достопочтенного, Илария из Пуатье, Брунетто Латини, Данте. Боккаччо чередовал несколько стилистических планов, использовал необычное синтаксическое строение предложений, прием перевернутой языковой семантики (когда привычный смысл заменяется прямо противоположным). Отчетливо это прослеживается в первой новелле первого дня. Лицемерный Шапелето завоевывает доверие святого исповедника постепенно, умело создавая атмосферу глубокой душевной откровенности, извращая реальное соотношение вещей до такой степени, что благочестивый старец чувствует себя человеком жалким, чуть ли не грешником перед столь праведным и великодушным кающимся. Мошенник предается самобичеванию, как суровый аскет; в его речах церковные термины в сочетании с елейной интонацией начинают звучать двусмысленно.

Изображение мира, «как он есть», и мира «наизнанку» постоянно противопоставляется изображению мира, «каким он должен быть». При этом варьируется повествовательная манера: одна и та же или сходная история или аналогичная ситуация приобретают разную структуру и окраску в зависимости от того, с каким из двух планов человеческой жизни они соотносятся. Используется прием путаницы двойников (подхваченный и развитый Шекспиром) со всеми вытекающими отсюда обстоятельствами. Показателен пример недоразумения между супругами и любовником в новелле десятой (восьмой день), где прямо на брачном ложе Софрония принимает влюбленного в нее пылкого юношу Тита и думает, что это ее муж Гисипп. Путаница двойников окрашена веселым лукавством, озорством.

К какому бы общественному слою ни принадлежали мужчины, действующие в «Декамероне», — все они воспринимают женщину и восхваляют ее как объект чувственной любви, как статую из живой плоти, как сочный лакомый плод, источник сил, пробуждающих в человеке доброе начало.

По замыслу Боккаччо, спокойный и гармоничный мир жизни в «благом уединении» на фьезоланской вилле, где молодые люди сразу же чувствуют необходимость установить определенные правила поведения и порядок контрастирует со всеобщим разложением флорентийского общества, снедаемого алчностью и себялюбием. Возникает образ идеального человечества, в котором благородство, взаимное согласие, любовь становятся высшим законом, так как они отвечают глубинным, естественным человеческим побуждениям. Находясь в идеальной атмосфере (как бы вне времени и пространства), рассказчики могут возвышенно рассуждать о сильных страстях и доблести независимо от конкретной сути изображаемых эпизодов и событий.

Пережив свою эпоху, «Декамерон» Боккаччо начал триумфальное шествие по странам Европы и всего мира. Его известность достигла Востока, славянских, арабских стран, Индии, Японии, Китая, Северной и Южной Америки. Не было ни одного великого писателя или драматурга, который бы не испытал влияния этого произведения. Вся история европейской повествовательной литературы окрашена воздействием Боккаччо: начиная от Чосера и Маргариты Наваррской, Ариосто, Аретино, новеллистов итальянского Возрождения (известно, что Петрарка часто и внимательно читал «Декамерон»), Лафонтена до Пушкина, Мандзони, Мопассана, Д’ Аннунцио, Лоуренса. Отголоски чтения прославленного сборника находят у Сантильяны, Жиля Висенте, Лопе де Руэды и Лопе де Веги, Мольера, Мюссе, Шекспира, Теннисона, Лессинга, Гольдони.

Существуют две экранные версии: английская Хью Фрегонезе (1952 г.) и итальянская П.П. Пазолини (1970 г.).

История русского «Декамерона» насчитывает примерно двести лет, если за начало ее принимать первый русский перевод непосредственно с итальянского языка знаменитой десятой новеллы десятого дня, сделанный К.Д. Батюшковым (хотя фактически творение Боккаччо стало известно в России гораздо раньше). Некоторые сюжетные схемы «Декамерона» имели широкое распространение. Отдельные мотивы прослеживаются в фольклорном наследии, в сказках, опубликованных А.Н. Афанасьевым, в повестях XIX века. Настоящим открытием для широкого читателя явился первый полный перевод всех ста новелл, сделанный в 1880-х гг. Александром Веселовским. Точный и добросовестный, этот перевод надолго определил последующие прочтения «Декамерона». В разное время литературный памятник переводили М.А. Кузмин и М.Л. Лозинский (опубликован в 1927 г.), Н.М. Любимов (1970 г.). Русская экранная версия «Декамерона» увидела свет в 1984 г.

Источник: Энциклопедия литературных произведений / Под ред. С.В. Стахорского. - М.: ВАГРИУС, 1998

Понравился материал?
19
Рассказать друзьям:
Просмотров: 23040