Жюль Верн: обзор творчества писателя (подробно)
Вместе со своим английским собратом по перу Г. Уэллсом Жюль Верн (1828—1905) явился основоположником научной фантастики в европейской литературе. Он обратился к приключенческому жанру в тот период общественного развития, когда достижения естествознания и техники стали вызывать живой интерес широкой публики. Стремление к научному познанию, вера в творческую мощь разума, борьба человека за овладение вселенной стали содержанием творчества Жюля Верна. Увлекательность повествования сочетается в произведениях писателя с научно обоснованной постановкой проблем, впоследствии реализованных, с моральной заостренностью в изображении поведения людей. В технике писатель увидел силу, которая может поднять на более высокий уровень условия жизни человека, а в научных знаниях — стимул к вовлечению людей в деятельность, основанную на этих знаниях. Он решительно отвергал возможность использования научных достижений во вред человечеству. Он был гуманистом и ратовал за социальные идеалы, которые сформировались у него под воздействием идей утопического социализма. Своими книгами он расширял мировоззренческий кругозор, славил подвиги людей, стиравших белые пятна на карте нашей планеты, но в то же время осуждал проявления колониальной агрессии и национального гнета, бесчеловечность тиранической власти. Портовый город Нант, где прошло детство Жюля Верна, сына адвоката, а затем юриста по образованию, привил ему любовь к приключениям, морским путешествиям, странствиям по малоисследованным районам Земли. Его первые опыты в литературе были связаны с драматургией. Одно время он был даже секретарем директора театра. Найдены свидетельства о том, что Жюль Верн прошел «школу Александра Дюма», в качестве одного из его помощников. Однако окончательно писательская судьба Верна решилась в 1862 г., когда появился роман «Пять недель на воздушном шаре. Путешествие трех англичан по Африке». Тогда испытывались первые аэростаты, и герой романа, отважный доктор Фергюссон, исследуя с птичьего полета тайны Африки, направился к неизвестным истокам Нила — желанной цели пытливой исследовательской мысли многих первопроходцев нашей планеты. Чтобы лучше представить среду человеческого обитания, установить геологическое прошлое нашей планеты, писатель в романе «Путешествие к центру Земли» (1864) отправил профессора Лиденброка и его племянника Акселя странствовать в недрах земного шара. Спустившись в кратер одного из вулканов Исландии, смельчаки проникают к центру Земли, плывут на плоту по огромному подземному морю. После многих приключений, — а для них, как подтвердилось в XX в., имелись основания — путешественники выбираются из глубин Земли на ее поверхность. К Северному полюсу на бриге «Форвард» отправляется герой романа «Путешествия и приключения капитана Гаттераса» (1866), движимый дерзкой мечтой, не выполненной во времена создания произведения, но во многом предвосхитившей открытия будущего. Фантазия писателя не оставила без внимания и космос, в котором пролегают пути самой колыбели человечества. И первая цель на этом пути — спутник Земли. Из гигантской пушки на Луну послан летательный снаряд с членами экспедиции, организованной неким американским Пушечным клубом. Его председатель Барбикен, капитан Николь и отважный Мишель Ардан отправились в фантастическое по тем временам путешествие. Истории подготовки этой экспедиции и отправления ее с Земли посвящен роман «С Земли на Луну» (1865). В романе «Вокруг Луны» (1869) участники этой экспедиции совершают облет Луны и сталкиваются с непредвиденными опасностями при возвращении на Землю. Барбикен, капитан Николь и другие герои этих произведений действуют и в романе «Вверх дном» (1889). Здесь, задавшись целью установить на Земле постоянные климатические пояса, без перемены времен года, они пытаются изменить направление оси земного шара и тем самым управлять движением планеты в космическом пространстве. Подготовительные работы, предпринятые в Центральной Африке, вызывают во всем мире тревогу: изменение направления земной оси может вызвать смещение вод мирового океана, будут затоплены целые материки. К счастью, катастрофы удается избежать благодаря тому, что во время работ достигнуты совершенно неожиданные результаты. С тайнами космоса связан роман «Гектор Сервадак. Путешествия и приключения в околосолнечном мире» (1877). Молодого офицера французских войск в Северной Африке Гектора Сервадака и его денщика Бензуфа сила чудовищного взрыва переносит с африканского материка на остров среди моря, которое до катастрофы называли Средиземным. Дело в том, что, столкнувшись с Землей, комета оторвала от нее клочок поверхности и увлекла его с собой в космическое пространство. Героям произведения, уцелевшим на небольшой шхуне, суждено пережить много необыкновенного в том новом мире нескольких островов, где они оказались. Вершиной творчества Жюля Верна справедливо считается трилогия, состоящая из романов «Дети капитана Гранта» (1868), «Двадцать тысяч лье под водой» (1870), «Таинственный остров» (1875). Они связаны общей судьбой ряда персонажей, с их свободолюбивой устремленностью. События романа «Дети капитана Гранта» — это поиски пропавшего без вести капитана Гранта. С группой единомышленников Грант — шотландец по рождению — отправился в путь, чтобы основать свободное от английского владычества шотландское поселение на островах Тихого океана. Но следы его теряются после кораблекрушения. Лишь полуразмытая записка в бутылке, попавшей из морских волн в руки моряков яхты «Дункан», приносит обрывки сведений о Гранте. Владелец яхты лорд Гленарван, сторонник Гранта, отправляется на поиски, взяв с собой детей капитана — молодую девушку Мери и мальчика Роберта и случайно попавшего на яхту чудака ученого Жака Паганеля. Трудноустановимые координаты местонахождения капитана ведут героев произведения на острова Атлантики, в горы и пампасы Южной Америки, в бурные воды Индийского океана, в дебри Новой Зеландии и Австралии, в просторы Тихого океана, где их поджидают всевозможные приключения. В основе романа «Двадцать тысяч лье под водой» — изобретение необыкновенного подводного корабля «Наутилуса» и история его создателя таинственного капитана Немо. Загадка «Наутилуса» встревожила многих людей, связанных с морем. Фантастический замысел писателя позволил человеку опуститься в неведомые глубины океанов, увидеть чудеса подводного мира, кладбища погибших кораблей. Все это предстало перед глазами случайных пассажиров «Наутилуса» — профессора Аронакса, его слуги Конселя и канадского китобоя Неда Ленда. Романтической таинственности полон образ капитана Немо, чья судьба остается нераскрытой его гостям. Это гениальный индийский ученый, изобретший подводный корабль, чтобы укрыться в глубинах моря от творимого на земле зла. Драматические обстоятельства сводят островитян с сыном капитана Гранта Робертом, ставшим теперь тоже капитаном корабля, и помогают островитянам вернуться на родину и там создать вместе с единомышленниками в штате Айова трудовую общину, где все равны. Мечта Жюля Верна об идеальной организации народной жизни следовала за упованиями Э. Кабе. Облик города будущего предстает в романе «Пятьсот миллионов бегумы» (1879). Доктор Саразен, получив миллионы в наследство от индийской бегумы (княгини), основывает в Америке, в штате Орегон, город Франсевилль, с тем чтобы все его жители обладали равными правами на труд, отдых, участие в общественной жизни. Разумеется, доброе начинание встречает отпор со стороны человеконенавистника, расиста Шульце, одного из тех, кто олицетворяет угрозу безудержного наращивания военно-промышленного потенциала. Иной город, ничем не похожий на Франсевилль, изображен в романе «Плавучий остров» (1895). В соответствии с социальными тенденциями современности Жюль Верн создал здесь антиутопию. В надежде на счастливую, спокойную жизнь группа миллиардеров создает для себя огромный электроходный остров с парками, с большим штатом обслуживающего персонала. Но жестокая борьба за верховную власть не дает возможности сколько-нибудь долго продержаться этой иллюзии и завершает райский бизнес катастрофой. Об опасности, таящейся в использовании достижений техники в антигуманных целях, Жюль Верн предупреждал в произведениях, обладающих чертами детективного жанра. Герои романов «Робур-Завоеватель» (1886), «Флаг родины» (1896), «Властелин мира» (1904) — одаренные изобретатели, но индивидуалисты, одержимые манией величия, опираясь на силу науки, пытаются приобрести материальные преимущества и неограниченную власть над людьми и терпят крах. В приключенческий жанр Жюль Верн смело вводил мотивы национально-освободительной борьбы народов. Дух капитанов Немо и Гранта присутствует во многих других произведениях писателя. События, описанные в романе «Архипелаг в огне» (1884), происходят в 20-е гг. XIX в., во время освободительной войны греческого народа против турецкого ига. Образ венгерского революционера, карающего предателей, которые выдали реакционному правительству руководителей национально-освободительного движения, создан в романе «Матиас Шандор» (1885). Роман «Север против Юга» (1887) посвящен гражданской войне в США 60-х гг. XIX в. Действие романа «Драма в Лифляндии» (1904) происходит в Прибалтике и связано с борьбой местного населения против засилья остзейских баронов. Загадочные события в заброшенной, а затем восстановленной угольной шахте в Шотландии изображены в романе «Черная Индия» (1877). Жюль Верн был духовно связан с утопическими социалистами и с деятелями Парижской коммуны. В соавторстве с Андре Лори (псевдоним известного публициста, участника Парижской коммуны Паскаля Груссе, 1845—1909) он написал роман «Найденыш с погибшей "Цинтии"» (1885). Главный персонаж, Эрик, вошел в бедную рыбацкую семью при необычайных обстоятельствах. В волнах Северного моря норвежский рыбак Герсебом нашел спасательный круг и крепко привязанную к нему колыбель с ребенком. Немало злоключений поджидало впоследствии смелого Эрика на пути к разгадке тайны своего происхождения. Отважное путешествие, предпринятое им по стопам Норденшельда через арктические льды к Берингову проливу и едва не окончившееся трагической гибелью из-за козней американского работорговца Ноя Джонса, неожиданно дало ключ к раскрытию преступления, из-за которого Эрик долгие годы был оторван от отчего дома. За свою творческую жизнь Жюль Верн создал шестьдесят три романа, многие из них вышли в свет после его смерти. Среди них — сатирический роман «В погоне за метеором», где показана пагубная власть золота в капиталистическом мире. «Необыкновенные приключения экспедиции Барсака» посвящены злоключениям французской экспедиции, которая попадает в фантастический город Блекленд, затерянный в центре Африки. Описания этого города, управляемого авантюристом и бандитом Киллером, — злая сатира на агрессивные империалистические государства. Приключения во время путешествия на лодке вниз по Дунаю болгарина Сергея Ладко, патриота и борца за свободу своей родины, которая находилась тогда под турецким игом, описаны в романе «Дунайский лоцман». Добрым юмором окрашены «Удивительные приключения дядюшки Антифера» — пародия на приключенческий жанр с его атрибутами таинственности. «Неизвестный корабль с неизвестным капитаном бороздит неизвестное море в поисках неизвестного острова». Это корабль дядюшки Антифера, пустившегося в необычайное путешествие за несметными сокровищами, которые завещал своим наследникам один богатый египтянин. В завещании, составленном в виде геометрической задачи, указывалось, как найти место, где были спрятаны сокровища. Жюль Верн находит неожиданное, остроумное завершение удивительных приключений Антифера, чья страсть к обогащению угасала по мере раскрытия тайны и уступила место желанию отомстить скряге Замбуко и посмеяться над плутом Бен-Омаром, с которыми он избороздил почти полсвета — побывал на Ближнем Востоке и под экватором, в Западной Африке, в Шотландии, в Арктике и на Средиземном море. На основе множества документальных источников — дневников путешественников, отчетов экспедиций, публикаций архивных материалов Жюль Верн создал «Историю великих путешествий». Здесь он поведал о замечательных подвижниках знания, которые ценой величайших усилий, с риском для жизни раскрывали лик Земли начиная с VI в. до н. э. Увлеченно он пишет о Марко Поло, Христофоре Колумбе, Васко да Гаме, Америго Веспуччи, Магеллане, Каботе, Баренце, Баффине, Гудзоне, Бугенвиле, Куке, Лаперузе, Палласе, Беринге, Чиркове, Гумбольдте и многих других замечательных смельчаках разных времен и народов. Под воздействием научно-фантастических гипотез Жюля Верна находились многие ученые, изобретатели, путешественники — Д. И. Менделеев, Н. Е. Жуковский, К. Э. Циолковский, В. А Обручев, Ф. Нансен. Среди ценителей творчества Жюля Верна были М. Е. Салтыков-Щедрин, Марко Вовчок, переводившая произведения французского фантаста на русский язык, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, М. Горький, В. Я. Брюсов, Н. А. Островский... Источник: Горбунов А.М. Панорама веков: Зарубежная художественная проза от возникновения до XX века - М.: Кн. палата, 1991 🔍 смотри также:
Понравился материал?
Рассказать друзьям:
Просмотров: 1557
| |