Меню сайта
Статьи » Зарубежная литература » Жюль Верн

Характеристика героев романа "С земли на луну прямым путем за 97 часов 20 минут"

  • Статья
  • Еще по теме

Юмором окрашены характеристики главных персонажей, причем реалистическая характеристика Мастона временами приобретает явно гротескный характер. Этот искуснейший ма­тематик, делающий буквально на ходу любые расчеты, в уме извлекая кубические корни и на память выписывая нужные формулы, предельно пылок и нетерпелив. Увлекшись идеей Бар­бикена, он никак не может дождаться отливки колумбиады и едва не изжаривается живьем, подбежав слишком близко к пышущей жаром шахте. Его же только чудом спасает полков­ник Блемсбери, когда он едва не сваливается в приступе вос­торга в жерло колумбиады. Восхищенный заявлением Ардана, что «расстояние — пустое слово», Мастон отчаянно кри­чит и жестикулирует, опять-таки чудом избегая падения с эстрады. Он бросается в объятия Барбикена «почти со ско­ростью пушечного снаряда», а во время выстрела колумбиады «точно снаряд» перелетает через головы сограждан и призем­ляется в двадцати туазах от старта. Писатель дружески под­шучивает над милитаристской страстью Мастона, тщетно выис­кивающего всюду casus belli, он верит в то, что наука способна сама исправлять нравы, прививать людям отвращение к войне и направлять их энергию на исследование космоса. И Мастон (в дилогии) — самоотверженный служитель науки, легко от­казывается от милитаристских призывов во имя космического полета. Услышав от Ардана, что Земле до совершенства не хва­тает сущего пустяка — оси, менее наклоненной к плоскости ор­биты, — энтузиаст баллистики восторженно вопит: «Выпрямим земную ось!»—быть может намек на тему третьей книги («Вверх дном»), где кардинально изменятся характеристики знакомых по дилогии персонажей, охваченных жаждой наживы.

Если портрет Мастона, в сущности, ограничивается пресло­вутым крючком и черепом из гуттаперчи, то портретная харак­теристика Барбикена — «янки с головы до ног», сочетающая внешние черты с чертами характера, — широко развернута. От­важный новатор в науке, и любитель приключений, всюду вно­сивший «практический дух» и не страдавший «рыцарскими на­клонностями», с непоколебимым характером, железной волей и сосредоточенным умом, «точным как хронометр», Барбикен был спокойным суровым человеком лет сорока. «Профиль Барбикена неоспоримо доказывал его энергию, смелость и хладнокровие». Явно гротескной деталью является черный шелковый цилиндр «словно привинченный к голове американца», и если невозможно представить себе Мастона без крючка, то столь же недопустимым кажется, чтобы Барбикен расставался с головным убором, хотя бы на ночь.

Во время работ по созданию колумбиады он проявляет себя не только как артиллерист, но и как первоклассный организа­тор, механик строитель и горняк. Заботясь о благополучии ра­бочих, Барбикен не допускает возникновения эпидемий и дово­дит до минимума процент несчастных случаев. Вместе с тем «практичный янки» извлекает пользу, взимая плату с туристов, посещающих колумбиаду. Приняв вызов Николя и явившись на место дуэли, мужественный ученый начисто забывает о поедин­ке, думая о способе ослабить толчок при вылете снаряда. Он, не колеблясь, принимает предложение Ардана вместе лететь на Луну.

Его антагонист Николь — единственный человек в штатах, протестовавший против проекта Барбикена, вызывает его через газету на пари, что этот проект не удастся реализовать. Это характеризует не только баснословное упрямство Николя, но и американские нравы, отнюдь не вызывающие одобрения пи­сателя.

Полной противоположностью деловитым американским уче­ным является экспансивный француз, несколько авантюристи­ческой складки, Мишель Ардан (анаграмма Надара, послужив­шего прототипом). Его внешний и психологический портрет в не меньшей мере достоин Бальзака, чем портрет Барбикена. Автор с юмором оттеняет ряд портретных деталей: огненную шевелю­ру, широкие скулы и придающие сходство с котом круглые гла­за, не забывая отметить доброе выражение губ и высокий ум­ный лоб неуемного героя. Здоровенный, очень подвижный ма­лый не только добродушен и любознателен, но мужествен и упорен в преодолении препятствий. Отличительной чертой со­рокалетнего сорвиголовы является склонность к гиперболам— «юношеское пристрастие к превосходной степени». Ар­дан остроумен, в меру чудаковат и кичится тем, что презирает ученых, именуя себя «блистательным невеждой». Жюль Верн, обычно весьма скупо использующий метафоры и сравне­ния, щедро оперирует ими, создавая образ подвижного «как ртуть», весьма «неустойчивого на якоре» Ардана. Что­бы полнее и глубже охарактеризовать бескорыстие никогда и ничего не приобретающего Ардана, автор именует его «своего рода бездонной бочкой Данаид», подчеркивая, что этот беспокойный человек остается общим любимцем, несмотря на «богатую коллекцию врагов». Развернутая авторская характе­ристика неоднократно подтверждается по мере развития сюже­та. Речь Ардана перед огромной аудиторией вполне соответ­ствует его слабости именовать себя профаном и невеждой и при этом доказывать недоказуемое, что особенно ярко проявляется в диалоге с Николем.

Источник: Розанова А. А. Социальная и научная фантастика в классической французской литературе XVI-XIX вв. Киев: Издательство «Вища школа», 1974

🔍 смотри также:
Понравился материал?
3
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Просмотров: 2092