Характеристика героев романа Жюля Верна "Таинственный остров"
Писатель, видевший революцию 1848 г. и разгром Парижской коммуны, понимал, что в буржуазном мире человек не может полностью проявить свои способности в творческом труде и насладиться его результатами, — вот почему он перенес своих героев на созданный его воображением необитаемый остров, поставив их в условия полной политической свободы. Остров Линкольна становится как бы аллегорией планеты Земля, отданной во владение свободному человеку. Такова утопическая мечта Жюля Верна, созревшая под влиянием утопического социализма. Подобно своим предшественникам, писатель озабочен тем, чтобы придать своей обаятельной утопии как можно больше правдоподобия. Так, с предельной точностью датируются все события, начиная с катастрофы у берегов «таинственного» острова и вплоть до появления дымка над вершиной вулкана. Многочисленные пейзажи, рисующие богатую природу острова, реальны и точностью приближаются к географическим и геоботаническим атласам, причем немаловажным средством усиления правдоподобия становится подробная карта острова, приведенная в тексте. Даже фантастический, на первый взгляд, пейзаж базальтовой пещеры, где заперт «Наутилус», легко ассоциируется с реально существующей Фингаловой пещерой на острове Стаффа. Глубоко реальны и герои романа — не титаны, а обыкновенные люди, трудолюбивые и порядочные. Сайрес Смит, ум которого изобретателен, а мускулы неутомимы, мыслитель и практик, ученый и рабочий, владеющий киркой и молотом, также как и сложнейшими инструментами. Знания его велики и разносторонни. Очень храбрый и решительный, он к тому же чрезвычайно точен и методичен, как организатор. «Настоящий человек», по словам Пенкрофа, истинный герой труда, Смит никогда не перекладывает своих обязанностей на чьи-либо плечи. Чтобы глубже раскрыть его внутреннюю сущность, автор тонко показывает его деликатность по отношению к Айртону, которому Смит стремится исподволь вернуть утраченный человеческий образ. Реалистически точен его портрет, внешние черты которого говорят о внутренней сущности этого сухопарого североамериканца с медальным профилем и горящим огнем энергии глазами. Он не только умен, но и ловок. Это дает ему возможность в условиях робинзонады привить своим товарищам различные профессиональные навыки. Казанцев безосновательно принижает Смита, противопоставляя ему капитана Немо как гениального ученого-творца, — Сайрес Смит как раз наделен качествами творца и изобретателя. К тому же и капитан Немо не смог бы создать «Наутилус», если бы не заказывал необходимые части на заводах различных стран Европы. Отнюдь не титаном выглядит и умный, смелый, закаленный в скитаниях по свету журналист Гедеон Спилет, такой же убежденный аболиционист, как и С. Смит, для которого негр Наб — близкий друг и человек. Характеристика Спилета, данная вначале, неоднократно раскрывается в ходе романа, что следует отнести к реалистическим достижениям писателя, не довольствующегося статической констатацией характерных черт персонажей. Реалистически полнокровен образ бывалого моряка Пенкрофа, смелого человека, мастера на все руки, неутомимого труженика и к тому же мечтателя-оптимиста. Непосредственный, как ребенок, он глубоко эмоционален и проявляет поистине детское тщеславие, когда его назначают капитаном бота. Страстный патриот острова, он мечтает о его будущем: о порте с доками и причалами, о сети железных дорог, о разработке рудников и каменоломен, так как убежден, что Смит сможет сделать все. С юмором описан его чисто гастрономический подход к животному миру и его огорчение из-за отсутствия табака среди полезных растений острова. Он употребляет отборные словечки морского лексикона, но прибегает к ним только тогда, когда чересчур разгневан. Его юный воспитанник Герберт Браун, отважный и хладнокровный подросток, страстно увлечен естествознанием. Его недюжинные познания в области ботаники и зоологии приносят немалую пользу колонии. Став искусным охотником, он вместе с журналистом берет на себя доставку продовольствия. Любовь к науке не оставляет его, и все свободное время он посвящает учебе: читает книги из ящика Немо, проходит практику под руководством старших товарищей. Смит учит его инженерному искусству, а журналист — иностранным языкам. С образом Герберта связана проблема подготовки младшего поколения, проблема молодых кадров в утопической стране, и не случайно именно ему Смит собирается впоследствии передать управление колонией. Искуснейший шеф-повар колонии негр Наб изображен ловким, сильным, крепким, порой очень наивным человеком и притом крайне эмоциональным в отчаянии и в радости. Айртон — некогда главарь шайки беглых каторжников Бен-Джойс, оставленный Гленарваном на острове Табор, рассказывая свою историю, не щадит себя, отмечая, что раскаялся в содеянном. Сначала он напряженно работал, надеясь, что труд его исправит, но вскоре с ужасом стал замечать, что под влиянием одиночества постепенно утрачивает рассудок. Одичалый, он, как зверь, набросился на Герберта, и показался прибежавшим на помощь человекообразной обезьяной. Осторожными мазками рисует автор, как постепенно к озверелому существу возвращается разум. Слабеют приступы слепой ярости, он начинает есть вареную пищу, плачет. Начав понемногу интересоваться жизнью колонии, Айртон берется за работу на огороде и только тогда соглашается поселиться в корале, когда открывает колонистам всю правду о себе. Обретя человеческие черты под гуманным воздействием коллектива, он готов лучше умереть, чем помочь каторжникам овладеть Гранитным дворцом. Он же во время финальной катастрофы спасает ларец, подаренный Немо, и возвращает его Смиту. Глубокий психологический анализ постепенного восстановления травмированной полным одиночеством психики и превращение бывшего злодея в честного человека свидетельствует не только о непоколебимой вере писателя в человека и его возможности, но также и о его большом реалистическом мастерстве. Даже образ капитана Немо утрачивает в значительной мере романтический ореол, и перед нами не таинственный мститель, подобный Гяуру или Ларе, а талантливый ученый, художник, страстный патриот и борец против угнетения родины захватчиками-англичанами. Не раз приходя на помощь колонистам, он все же долгое время не хотел встречаться с ними, хотя и знает, что они хотели бы этого. Не божество, которое готовились увидеть простые души: Наб и Пенкроф, а умирающий старик — вот каким предстает он перед этими мужественными, добрыми и честными людьми, которых полюбил за их преданность общему делу. То, что он, хотя и не общался с ними непосредственно, но все же наблюдал, приходя в случае необходимости на помощь, — спасло его от утраты человеческого образа, как это случилось с Айртоном. Но добровольное одиночество, все же ускорило конец, и устами самого Немо автор решительно утверждает, что отрыв от человеческого общества губителен. Источник: Розанова А. А. Социальная и научная фантастика в классической французской литературе XVI-XIX вв. Киев: Издательство «Вища школа», 1974 🔍 смотри также:
Понравился материал?
Рассказать друзьям:
Просмотров: 26016
| |