Анализ романа Жюля Верна "Путешествие к центру земли"
Создавая «Путешествие к центру земли» (1864), писатель, видимо, и сам понимал несбыточность подобного путешествия, явившегося своеобразным литературным приемом для поэтизированной популяризации науки о геологическом прошлом нашей планеты, интересовавшем человечество еще в глубокой древности. Писатель-фантаст, рисуя столь необычное путешествие, вдохновившее В. Обручева на создание научно-фантастических романов, изображал его, с точки зрения переднего края современной ему геологии (схемы строения земли Кирхера и Вудворта), пользуясь устаревшей в настоящее время классификацией геологических формаций. Он по-новому преломил жанр романа-путешествия, сделав завязкой находку зашифрованного манускрипта полумифического исландского алхимика. Надо думать, что если бы речь шла о зарытом пиратами кладе, герой вряд ли бы отправился в путь, но мысль о возможности первым добраться до центра Земли зажигает «вулканическое» воображение Лиденброка, заставляя его, как можно скорее осуществить задуманное, чтобы никто не смог опередить его в научном поиске. Здесь затрагивается проблема одиночества ученого в мире волчьей конкуренции. Юмор господствует в экспозиции романа как средство придания живости и правдоподобия чудаковатому ученому, пустившемуся в небывалое путешествие. Для создания сугубо «ученого» антуража Лиденброку кухня в его домике именуется «кухонной лабораторией», а крыша этого старенького строения, подпираемого древним вязом, сидит «криво, как шапочка на голове студента, состоящего членом Тугендбунда». Когда Лиденброк, увлеченный расшифровкой записки, отказывается от обеда, то преданный племянник предусмотрительно обедает за двоих, предугадывая «научную диету», на которую его обречет дядюшка. Если ребятишки исландского крестьянина-бедняка напомнили Акселю «неумытых ангелов», то гостеприимство местного пастора и его супруги выливается «в форму чудовищного счета, согласно которого даже зачумленный воздух подлежал оплате». Здесь юмор вытесняется сатирической зарисовкой. В дальнейшем, по мере приближения путников к цели, он все более ослабевает, а после спуска в кратер исчезает почти совсем, что оправдано условиями опасного путешествия, тут уж не до смеха. Писатель почти не прибегает к метафоре, можно скорее говорить о метафорических сравнениях в тех случаях, когда изображаются мрачные предчувствия рассказчика или ужас, охватывающий его. Когда лава Стромболи увлекает их плот, Аксель не чувствует ничего, кроме «нечеловеческого ужаса, который испытывают несчастные, привязанные к жерлу пушки, в тот момент, когда раздастся выстрел, чтобы разметать в воздухе их тело». Описание подземного путешествия, приближаясь по стилю к учебнику минералогии, почти вовсе лишено каких-либо тропов. Исключением является сравнение пути по галерее слюдяных сланцев с путешествием внутри полого алмаза, а также сравнение гигантской подземной пещеры с пейзажем на какой-то далекой планете. Чтобы придать большее правдоподобие невероятному путешествию Ж. Верн использует унаследованный от Вераса прием: рассказчик ссылается на «корабельный журнал», вводя в текст некоторые записи из путевого дневника. Той же цели служит подробное описание записки Сакнуссема и введение в текст ее факсимиле со следующим примечанием: «Вот точный снимок рукописи». Среди художественных средств произведения, значительную роль играет пейзаж, но его характер и функции изменяются в зависимости от того, что изображено. В описании наземного путешествия пейзажи Стромболи и Исландии вполне реальны и географически точны, причем в исландских пейзажах иногда ощущается сатирическая нотка. Губернаторский дом, хотя и выглядит лачугой в сравнении с гамбургской ратушей, все же кажется «дворцом после домиков исландских горожан». Зрелище окрестностей Рейкьявика весьма печально: «ни деревца, ни растительности». Некоторые подземные пейзажи также реальны и геологически точны (прием для введения научного материала), но пейзаж гигантской пещеры с подземным океаном и странным освещением «электрического происхождения» носит явно фантастический характер, как бы перекликаясь с космическими пейзажами современных фантастов. Не менее фантастичен и «грибной лес», где растут гигантские грибы. Но фантастические пейзажи, рисующие флору каменноугольного и третичного периодов, палеонтологически точны, и можно думать, что эти подземные леса вдохновили автора «Плутонии». Причем, Жюль Верн верно отметил, что отсутствие живительных солнечных лучей обусловило бледность листвы и бесцветность подземных растений, и эта деталь придает удивительное правдоподобие изображенному им палеоботаническому музею, оживленному стадом мастодонтов, которое пасет гигантское человеческое существо. Весьма фантастично, несмотря на тщательно продуманную наукообразную оболочку, описание подъема плота вместе с потоком лавы Стромболи. Вообще же научный материал систематически вкрапляется в ткань фантастического повествования: то географически точное описание Исландия, то рассуждения Лиденброка о возможном языке записки Сакнуссема или об уменьшения силы тяготения по мере углубления в недра земли, то попытка старого ученого пояснить причины возникновения подземного моря, то сообщение о борьбе антропологов по вопросу о периоде возникновения «ископаемого» человека, то показ своего рода естественного палеоботанического и палеозоологического музеев, в которых причудливо смешиваются растения и животные каменноугольного, юрского и третичного периодов. Что же касается битвы ихтиозавра с плезиозавром, то это не столько популяризация научных знаний, сколько научная фантастика в жюльверновском понимании. Итак, не только мастерство в раскрытии интересной тайны (расшифровка записки и следы Сакнуссема в пути), но живость реалистических характеров и добрый юмор писателя — основная причина неувядающей увлекательности романа. Источник: Розанова А. А. Социальная и научная фантастика в классической французской литературе XVI-XIX вв. Киев: Издательство «Вища школа», 1974 🔍 смотри также:
Понравился материал?
Рассказать друзьям:
Просмотров: 9541
| |