Анализ романа Уилсона "Необходимое сомнение"
Прямым откликом на те научные опыты, которые ведутся сегодня на человеческом мозге, был роман Колина Уилсона «Необходимое сомнение» (1966). Книга эта позволяет причислить ее к произведениям философского жанра, в ней превалируют раздумья автора над тем, к чему приведут эксперименты ученых, изобретающих новые и новые препараты, стимулирующие и притупляющие работу мозга. «Необходимое сомнение» легко может быть прочитано как увлекательный детектив. Но детектив — это лишь «упаковка», как любит говорить автор, в которой читателю преподносятся раздумья над не исследованными еще до конца возможностями мозга. То, что может казаться фантастикой читателю, не знакомому с работами современных исследователей, воспринимается по-иному, если учесть последние находки крупнейших ученых мира. Центральные фигуры романа — старый немецкий философ-экзистенциалист Карл Цвейг, который вернулся после второй мировой войны из США и проживает в Лондоне, и Густав Нейман — сын его старого друга, известного на весь мир нейрохирурга Алоиза Неймана. Густава Неймана, появившегося в Лондоне после войны, подозревают в убийствах нескольких стариков — преступлениях, осуществленных якобы в корыстных целях при помощи гипноза и открытого им самим нового галлюциногена. Сначала Цвейг в силу стечения обстоятельств участвует в преследовании Густава, но постепенно начинает понимать смысл поступков своего бывшего ученика и после встречи и длительной беседы с ним помогает ему спастись от преследования полиции. Более того, финал романа позволяет понять, что ученый-философ, глубоко заинтересовавшись рассказами Неймана о его опытах, присоединится к нему в дальнейшем в его поисках освобождения человеческого разума для новой, более полной и плодотворной деятельности. Имя главного героя книги подсказывает отношение к нему автора. Густав — новый человек (Neumann), поступившийся, быть может (вопрос остается открытым), традиционной моралью ради исследования различных состояний человеческого сознания. Он продолжает экспериментировать на основе препарата, открытого еще его покойным отцом (и стоившего тому жизни). Этот препарат— нейромизин —разрушает привычный ход мысли и освобождает человеческий мозг от привычных рефлексов, давая прибегнувшему к нему ощущение безграничной свободы и огромную силу и концентрацию воли. Правда, при неосторожном применении препарат вызывает депрессию и может вести к самоубийству. «Человек, открывающий в себе бога», это лишь образное выражение собственной дерзкой мысли писателя. О том, что это именно так, говорит одна очень существенная ремарка Цвейга: философ вначале считает мысль Густава Неймана менее совершенной, чем свою. Он полагает, что Нейман не способен абстрагироваться от конкретных опытов и мыслить философски. Но молодой ученый заставляет старого понять нечто от него до тех пор скрытое: «Не надеясь на один интеллект, — говорит Цвейг, — он понял из практики то, что я понимал лишь в теории, а именно, что часть проблемы (человеческого мышления) —проблема чисто материальная». «Необходимое сомнение» читается как превосходный остросюжетный роман. В Уилсоне сочетаются — а порой спорят — философ и художник. Если в «Мире насилия» действующие лица книги стоят в памяти как живые и лепка характеров заботит автора, то в «Необходимом сомнении» они лишь намечены. Нейман и Цвейг — люди сложной судьбы — заинтересовывают читателя не как бывшие эмигранты, враги гитлеровского режима, а скорее как носители определенных концепций. Точнее, в центре внимания скорее опыты Неймана над человеческим мозгом и этические проблемы их допустимости, чем тот или другой характер, скажем, характер самого Неймана или его бывшего ученика Цвейга. Источник: Ивашева В.В. На пороге XXI века: НТР и литература. Москва: Издательство «Художественная литература», 1979 🔍 смотри также:
Понравился материал?
Рассказать друзьям:
Просмотров: 1449
| |