Анализ романа Уилсона "Философский камень"
Содержание «Философского камня» определяется интересом автора к тем опытам по физиологии мозга, которые активно велись в Англии и США на протяжении 60-х годов. Местами автор настолько увлечен прочитанным и изученным, что сюжет романа его перестает интересовать и отступает на задний план. Здесь уместно сказать, что Уилсон неоднократно в личных письмах этих лет подчеркивал свое отношение к беллетристической «обертке», в которой, по его словам, легче донести до читателя подчас горьковатую пилюлю. А эта пилюля, как он считает, определяет значение всего, что он пишет. Действительно, «Философский камень» читается с увлечением, но эмоциональное отношение к его содержанию, конечно, объясняется интересом читающего к современным находкам естественных наук. Художественных образов, тем более характеров и литературных портретов в романе чрезвычайно мало. Автор ставил перед собой другую задачу: Колин Уилсон не потому не решает характеры и не разрабатывает глубокие реалистические портреты, что не может это сделать по недостатку дарования. «Философский камень» — это гимн современной науке, дань восхищения ею писателя. Если в «Необходимом сомнении» еще ставятся вопросы и автор порой дает на них двойственные ответы, то в «Философском камне» ощущается приятие им путей и методов, по которым идут ученые нейрофизиологи и нейрохирурги. Всем, кто знаком хотя бы поверхностно с работами физиологов и психологов Д. Пурпуры, Дж. Брейди, П. К. Анохина, Е. Н. Соколова, А. Лурия, А. Леонтьева, Д. Н. Узнадзе и многих других ученых о структуре мозга и его отдельных частей, о передаче кратковременной памяти в долговременную механизмом, находящимся в глубине височных долей мозга, о существовании механизма предвидения и о вероятностном прогнозировании всем, кто хотя бы понаслышке знаком с опытами Дж. Олдза, Д. Лилли и X. Дельгадо, наконец, с современной научной постановкой вопроса о телепатии и телекинезе, — содержание последней книги К. Уилсона не покажется той сумасшедшей фантастикой, какой она неминуемо будет воспринята читателем, совершенно незнакомым с открытиями физиологов и психологов, биологов и химиков последнего десятилетия. Роман возникает на основе реально познанного, а не иррационального. Правда, «Философский камень» Уилсона содержит известную долю фантастики, хотя действующие лица его — английские и американские ученые наших дней, с их хорошо известными опытами и открытиями. Автор намеренно строит роман, исходя из законов соответствующего жанра, более того, открыто ориентируясь на образцы, созданные американским фантастом X. Лоувкрафтом. От Лоувкрафта, в частности, — вся тема людей-гигантов. Элемент фантазии в книге Уилсона почти неизбежен, поскольку автор рисует не то, что уже устоялось и может быть отражено как существующее, а воплощает в образах как данные научной мысли, так подчас и выдвигаемые учеными гипотезы. Книга с увлечением читается теми, кто знаком с этим материалом, будит мысль тех, для кого она еще находится за семью печатями. Уилсон ставит вопрос о долголетии, даже о возможном бессмертии человека. Но что для него много важнее— это вопрос о неограниченных, по существу, возможностях человеческой мысли. Название романа — метафора, аллегорически раскрывающая смысл авторского замысла: вспомним средневековую легенду о философском камне—мечте алхимиков. Молодой исследователь Хауард Ньюмен (новая вариация имени с прежним значением) сначала ощупью идет к решению вопроса о границах дерзаний человеческой мысли. Встретившись и вступив в тесный контакт с другим ученым — Хенри Литтлуэем, — он вместе с ним обращается к опытам по электрической стимуляции мозга и нейрохирургии. Один из таких опытов, открывающих возможность воздействия на лобные доли мозга, дает совершенно неожиданные результаты. Экспериментируя дальше над собственным мозгом и проводя одновременно исследования в других областях науки, ученые приходят наконец к новому открытию — возможности путешествия во времени, притом не только в будущее, но и в прошлое. Поиски, которые ведутся в настоящее время в этом направлении различными учеными мира, о чем уже говорилось в третьей главе, позволяют с интересом прочесть самые «невероятные» страницы книги, посвященные «путешествиям» Ньюмена и Литтлуэя в прошлое и будущее. Книга читается как повесть о борьбе человеческого разума с силами, которые мешают ему познать мир и человека, стоят на пути смелой и дерзкой мысли. Вся фантастическая «нагрузка» (от уснувших людей-гигантов и до угрозы человечеству, дерзающему проникнуть слишком глубоко в тайны природы) воспринимается как аллегория и вовсе не страшит, как обещает аннотация от издателя, видимо, преследующая коммерческие цели. Облегченный в форму дневника, рассказ Хауарда Ньюмена несет читающему новые сведения об открытиях, опытах и их обобщениях, которые делает сам Хауард и его друг и соратник Литтлуэй. Этот роман представляет собой замечательный контраст многочисленным книгам, выходящим сегодня на Западе, в которых звучат безнадежность и бессилие: он живая и убедительная демонстрация основ того философского оптимизма, к которому, по собственному признанию, пришел автор. Пусть Уилсон, увлекаясь последними открытиями биологии, физиологии и физики, не всегда сохраняет верную пропорцию, точный баланс между социальным и биологическим, допуская в своих образах крен в сторону биологического,— в конечном, мировоззренческом смысле он опережает социолога. Открытия современной науки не пугают автора романа «Философский камень». К. Уилсон убежден в том, что, какие бы неудачи ни встречались на пути ученых, движение науки вперед не может и не должно привести к крушению личности, не может быть губительным для человека. Сегодня на Западе К. Уилсон не представляет наиболее типичную интерпретацию проблемы личности. Более того, его оптимизм разделяют единицы. Кризис личности не только в большинстве случаев трактуется в трагическом смысле, но зачастую оборачивается в литературе темой психозов. Источник: Ивашева В.В. На пороге XXI века: НТР и литература. Москва: Издательство «Художественная литература», 1979 🔍 смотри также:
Понравился материал?
Рассказать друзьям:
Просмотров: 1593
| |