Меню сайта
Статьи » Зарубежная литература » Стендаль

Итальянские хроники 30-х годов: проблематика

  • Статья
  • Еще по теме

В начале 30-х годов в руки Стендаля попадают старинные итальянские, венецианские хроники XVI-XVIII вв. Интерес к ним Стендаля понятен. На фоне того разочарования, которое явственно обозначалось в романе "Красное и белое'', итальянские хроники как будто возвращали Стендалю его веру в существование сильных и страстных натур, не склоняющихся ни перед судьбой, ни перед средой. Но знаменательно, что теперь он разрабатывает именно сюжеты из давней итальянской истории, причем сюжеты вовсе не с таким гражданским, революционным запалом, как это было в "Ванине Ванини". Новые хроники, которые он публикует в конце 30-х годов, это все истории о любовных страстях, и если к ним примешиваются социальные проблемы, то они носят лишь побочный характер. Главный же интерес Стендаля сосредоточен именно на движении любовной страсти. Это теперь страсть, не знающая преград и ломающая их, если они возникают; это страсть, не останавливающаяся перед любым количеством трупов. И явно, чтобы подчеркнуть эту главную суть своих новелл, Стендаль с предельной точностью сохраняет лаконичный стиль старых хроник, не позволяет себе ни единого стилистического украшения.

Но этот аскетизм стиля имеет для Стендаля явно еще и другой, не только содержательный, но и эстетический смысл. В предисловии почти к каждой из хроник, Стендаль снова и снова оговаривает, что он намеренно сохранял такой стиль.

Нетрудно почувствовать, что проблема эта явно Стендаля очень волнует; и далее нетрудно заметить, что это именно постоянные оговорки, как бы оправдания. Стендаль откровенно повторяется, варьирует одни и те же аргументы. Он будто опасается, что то, что он предлагает современному читателю, может его не удовлетворить, что это слишком необычно, даже вызывающе. Но, с другой стороны, он явно ощущает потребность писать не так, как Жорж Санд, а так, как писали хронисты прошлых веков. И работая в то же время над "Пармской обителью", Стендаль подчеркивает сознательность этого своего стилистического стремления.

Источник: Карельский А.В. Метаморфозы Орфея. Вып. 1: Французская лит-ра 19 в. / М.: Российский гос. гуманит. ун-т, 1998

🔍 смотри также:
Понравился материал?
0
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Просмотров: 2070