Меню сайта
Статьи » Зарубежная литература » Санд Ж.

Жорж Санд: обзор творчества писательницы

  • Статья
  • Еще по теме

Жорж Санд (1804—1876). Писательница (Аврора Дюпен, по мужу — Дюдеван) родилась в дворянской семье, училась в английском коллеже в Париже. Она рано вышла замуж, чтобы избежать мелочной опеки со стороны матери, в прошлом простой белошвейки, но вскоре покинула деспотического мужа, предпочтя мир романтической парижской богемы. Ее кумиром стал В. Гюго, чью борьбу за новую драму поддерживала со всей страстью, а идеалом — свободная личность. Для утверждения этого она носила мужской костюм и приняла литературный псевдоним Жорж Санд, в знак признательности к своему первому соавтору Жюлю Сандо.

Первым самостоятельным произведением Жорж Санд был роман «Индиана» (1832) — плод увлеченности «Оберманом» Сенанкура и личного семейного опыта. Сюжет «Индианы» динамичен — неудачный брак героини с полковником Дельмаром, неудачное увлечение светским щеголем Раймоном де Рамьером ставят героиню на грань катастрофы. Спасает ее от печального конца кузен Ральф, чудак, на которого Индиана раньше не обращала никакого внимания. Решение о самоубийстве объединяет эти разочарованные во всем души. Контакт взаимопонимания становится источником новых чувств, раскрывает значение преданности и самоотверженности и останавливает обоих от трагического шага, направляя их судьбу в иное русло, где есть место для доверия и счастья. Романтизм «Индианы» лиричностью, демократизмом и жизненностью бросал вызов готической традиции с ее пристрастием к ужасам, необычайным происшествиям, преступлениям в великосветских салонах, к тюремным замкам, к мистическим явлениям.

В романе «Валентина» (1832) Жорж Санд рассказывает о трагической истории любви молодой аристократки Валентины и фермера Бенедикта. Источником конфликта стала попытка героев романа разрушить сословные и классовые предрассудки.

Личные переживания Жорж Санд отразились в философском романе «Лелия» (1833), овеянном индивидуалистическим протестом против господствующей морали. Писательница показала здесь женщину, которая, преодолевая внутреннюю замкнутость, стремится к деятельности, полезной людям. Характер Лелии проявляется во взаимоотношениях с ее друзьями — восторженным поэтом Стенио и мятежным красавцем Тренмором. Однако силы, им противодействующие, оказываются неодолимыми: цивилизация — «великая блудница народов», по словам героини романа, руками монастырских властей ссылает Лелию в изгнание на далекий север, заставляет Стенио наложить на себя руки, Тренмора пройти мучительный путь каторги и перерождения и сосредоточиться на благотворительности, помощи тем, кого несчастья довели до преступления.

В романе «Жак» (1834) Жорж Санд стремится утвердить брак, основанный на любви и дружбе. Форма романа в письмах дала ей возможность глубже раскрыть психологию своих героев — благородных и готовых на самопожертвование Жака и его друга Сильвии, а также жены Жака Фернанды и ее возлюбленного Октава — заурядных людей, не сумевших подняться над нравственным уровнем окружающей их среды. Писательница использует трагическую ситуацию для разрешения нравственного конфликта и преодоления социального несовершенства: идеальный муж уходит из жизни, чтобы предоставить свободу жене.

Семейно-бытовая тема разрабатывалась Жорж Санд с присущим ей глубоким психологическим анализом в остросюжетном романе «Леоне Леони» (1835), где прослежена история самозабвенной любви юной Жюльетты к Леоне Леони — незаурядному человеку, ставшему жертвой непреодолимой страсти к игре в карты.

Бунтари в произведениях Жорж Санд свободолюбивы в духе Руссо и Байрона. На обращении к социальной проблематике сказалось увлечение писательницы идеями утопического социализма, близость к сторонникам республиканского демократизма. В уста народного мудреца Пасьянса, персонажа романа «Мопра» (1837), писательница вложила идеи «общественного договора» Руссо. Перенося действие в последние десятилетия XVIII в., она как бы связала эти идеи с исторической реальностью. Передавая историю жизни Бернара Мопра, проведшего юность в замке разбойников-феодалов, автор показывает, как любовь к гордой и сильной духом Эдмее, приобщение к знаниям и культуре постепенно превращают этого необузданного дикаря и эгоиста в человека благородных помыслов и устремлений. Тем самым утверждалось, что обрести настоящее человеческое достоинство можно, только научившись любить и уважать людей, служить их интересам.

Обратная этому альтернатива возникает в романе «Ускок» (1838), где действие происходит в конце XVII в. в Венеции и на островах Ионического архипелага. Писательница развенчивает романтического героя, корсара аристократического происхождения. Эгоизм и отсутствие твердых моральных устоев приводят его к нравственному падению.

В образе главного героя романа «Орас» (1841) Жорж Санд разоблачила романтический миф об «избранной натуре», стоящей выше толпы. Мечтатель Орас — из породы героев, он с высокомерным пренебрежением относится к труду. Жалкое бесплодие его души, моральное и политическое банкротство обнажаются по мере того, как он терпит поражение как писатель, светский кумир, оборачиваясь подлецом в любви, болтуном и трусом в политике. Желание изысканно задрапироваться в импозантную тогу печальника, возвеличить себя любой ценой делает Ораса всего лишь непомерным честолюбцем, бездушным позером, мучителем близких, за счет которых он существует. Его самобичевания и раскаяния прикрывают расчетливость и эгоизм, самолюбование и пробу сил в утверждении себя в новом лживом качестве.

Подлинным героем для Жорж Санд мыслится другой персонаж того же романа — революционер Жан Ларавиньер, чья искренность, честность и открытость обращены к народу.

В романе «Странствующий подмастерье» (1840) моральную победу над аристократическим снобизмом одерживает простой рабочий Пьер Гюгенон. Плебейская гордость заставляет его отвергнуть любовь юной аристократки Изольды Вильпре, несмотря на то что она искренне любит его, добра, честна в своих помыслах и мечтах о равенстве. Пьер верен духу «братства», и писательница видит в этой преданности проявление стойкости защитников народных интересов.

В романе «Пиччинино» (1847), отличающемся сложной, запутанной интригой, действие происходит в нищей, раздираемой социальными противоречиями Сицилии середины XIX в. Центральным героем романа, развенчиваемым автором, выведен предводитель разбойников, избравший индивидуалистический путь борьбы за свободу народа.

Волновала Жорж Санд и проблема художника и общества. В нескольких произведениях она говорит о высоком предназначении искусства.

«Мастера мозаики» (1837) — одна из лучших венецианских повестей, навеянная впечатлениями от недолгого пребывания писательницы в Италии. В основу повести положена действительная история талантливых художников-венецианцев XVI в. Франческо и Валерио Дзуккато, которые достигли такого высокого мастерства в искусстве мозаики, что были обвинены своими завистниками в мошенничестве, в недозволенных попытках превзойти прославленных венецианских живописцев и были отданы под суд. Жорж Санд в образах братьев Дзуккато воплотила свое представление о настоящем художнике, человеке чистых помыслов и неустанных поисков, способном творить вдохновенные художественные произведения. Братьям Дзуккато в повести противостоят грубые, невежественные Бьянкини, не верящие в художественные достоинства мозаики и готовые на любую подлость.

Действие двух исторических романов, посвященных певице Полине Виардо, — «Консуэло» (1843) и «Графиня Рудольштадт» (1844) развертывается в Богемии XVIII в. Консуэло, дочь цыганки, обладательница редкого по красоте голоса, прекрасна своей кристальной чистотой, неподкупностью, чувством собственного достоинства. На ее долю то и дело выпадают соблазны. Из всех испытаний (дворцовые интриги, произвол Фридриха Прусского, тюрьма, угрозы или успех и поклонение) эта беззащитная девушка, талантливая артистка, благодаря мужеству и воле выходит победительницей, не утрачивает оптимизма, веры в жизнь и людей. Почетному рабству в замке богатых и знатных Рудольштадтов, куда она попадает из сострадания к Альберту, согласившись стать его женой, она предпочитает свободу творческой личности, несущей свет и радость.

Завершению самопознания героини после загадочной кончины Альберта посвящен роман «Графиня Рудольштадт». К работе над этим произведением Жорж Санд приступила, досконально изучив материалы по истории Чехии и Пруссии XVIII в., социальных движений и тайных обществ, в том числе и франкмасонства, переписку Вольтера с Фридрихом II, мемуары того времени. Консуэло обретает здесь счастье и независимость в служении народу и встречается с человеком, с которым судьба не пожелала ее разлучить, и более того — ее единомышленником. Многие страницы романа посвящены театральной обрядности тайного общества — Ордена Невидимых, что позволяет писательнице показать вопиющую несправедливость социального устройства и правоту движения гуситов, а Консуэло отдать дань уважения Яну Жижке, сподвижнику Гуса.

Утопичность социальных идеалов подчеркнута автором нагромождением неправдоподобных ситуаций, невероятных приключений, нагнетанием таинственности в духе готического романа. И вместе с тем в устремленности Консуэло к самопознанию, в преодолении мистических фантазий заметно влияние просветительства, романа Гете «Годы странствия Вильгельма Мейстера».

Позже Жорж Санд создала отчасти автобиографический психологический роман «Она и он» (1859) —о трагедии взаимного непонимания, о тягостном для обоих влюбленных разрыве и о долге художника перед обществом.

Теме вторжения капитала в деревню Жорж Санд уделила основное внимание в романах «Мельник из Анжибо» (1845), где создала выразительный портрет зажиточного крестьянина Бриколена, и «Грех господина Антуана» (1845), в котором сооружение фабрики и плотины оборачивается для края не благодеянием, а бедствием.

«Чертово болото» (1846) — сельская повесть о любви, сохраненной вопреки нечеловечески суровым условиям жизни.

Писательница склонна противопоставлять городу моральную чистоту патриархальной деревни (сборник рассказов «Чертово болото», 1846).

Проблеме воспитания Жорж Санд посвятила трогательную повесть «Франсуа-найденыш» (1847), замысел которой сосредоточен на том, чтобы привить молодому поколению трудолюбие, честность, развивать у него добрые инстинкты. В романе «Исповедь молодой девушки» (1864) она психологические проблемы заострила приключенческим сюжетом, связанным с тайной происхождения героини. В своем творчестве писательница отвергала христианский аскетизм и ханжество, ратуя за серьезную и возвышенную любовь, но реакционная критика не преминула объявить ее апологетом свободной любви. Поводом к такому обвинению послужили два камерных психологических романа. «Лукреция Флориани» (1846) — трагическая история любви высокомерного аристократа Кароля фон Росвальда, чья жизнь связана лишь с искусством и его ценителями, и «насмешливой и гордой плебейки» актрисы Лукреции Флориани, душа которой открыта всему миру и его радостям. И «Мон-Ревеш» (1852) — роман, где прослежены сложные, драматические взаимоотношения двух поколений: взрослых «эмансипированных» дочерей и их отца и мачехи.

Действие романа «Снеговик» (1858) переносит читателя в Швецию конца XVIII в. — в период острых столкновений политических партий в стране. Полная загадочных событий история приключений благородного и смелого Христиана Вальдо — это его противоборство с жестоким и порочным бароном Вальдемора, прозванным Снеговиком.

Последние годы Июльской монархии во Франции, аристократическое Сен-Жерменское предместье Парижа — вот время и место действия романа «Маркиз де Вильмер» (1860). Главный персонаж произведения — французский аристократ маркиз де Вильмер, чьи трудолюбие, равнодушие к роскоши, высота устремлений противопоставлены кичливости, праздности и духовной бедности людей его круга. Маркиз де Вильмер, бескорыстный «рыцарь идеи», думает о благе страны и ее будущем и трудится в одиночестве и безвестности, глубоко презирая «политиков», поглощенных погоней за богатством, славой и властью. Вместе с А. Дюма-сыном Жорж Санд переработала роман в пьесу, первые постановки которой вызвали шумный успех у молодежи.

К эпохе французской буржуазной революции конца XVIII в. Жорж Санд вновь возвращается, отразив ее события глазами крестьянской девушки, в романе «Нанон» (1872).

В биографии писательницы немало ярких страниц подвижничества. Одна из них относится к 1841 г., когда она вместе с Пьером Леру основала журнал «Независимое обозрение», выходивший до 1848 г. После революции 1848 г., в которой Санд принимала участие, намечается ее отход от активной общественной деятельности.

Жорж Санд общалась с В. Гюго, О. Бальзаком, А. Мюссе, Ш. Сент-Бевом, П. Мериме, Г. Флобером, Ф. Листом, Ф. Шопеном, А. Мицкевичем, Г. Гейне, Э. Делакруа, И. С. Тургеневым, находилась в оживленной переписке со многими деятелями культуры.

Свидетельства русской культуры о признании писательского таланта Жорж Санд весьма авторитетны: «одна из наших святых» (И. С. Тургенев), «Жанна д’Арк нашего времени» (В. Г. Белинский), «заняла у нас сряду чуть ли не самое первое место» (Ф. М. Достоевский), «имела на развитие литературное и общественное более влияния, нежели какой бы то ни было поэт со времени Байрона» (Н. Г. Чернышевский). Тема женского равноправия, поднятая Жорж Санд, нашла отражение в романе Герцена «Кто виноват?», повести А. В. Дружинина «Полинька Сакс», романе А. Ф. Писемского «Боярщина».

Источник: Горбунов А.М. Панорама веков: Зарубежная художественная проза от возникновения до XX века - М.: Кн. палата, 1991

Понравился материал?
3
Рассказать друзьям:
Просмотров: 2297