"Превращение" (Кафка): анализ рассказа
«Превращение» («Die Verwandlung») — рассказ Ф. Кафки. Произведение было написано в конце 1912 года. Впервые опубликовано в 1915 г. издательством «Курт Вольф» (Лейпциг) и переиздано в 1919 году. Рассказ сочинялся в атмосфере обострения отношений Кафки с семьей из-за разрыва с его невестой. «Вы мне все чужие, — сказал Кафка матери, судя по записи в дневнике, — между нами только родство по крови, но оно ни в чем не проявляется». В письме к отцу невесты он написал: «Насколько я способен судить о своем положении, я погибну из-за службы, причем погибну очень скоро». Оба этих мотива — отчуждение от семьи и гибель из-за службы — отчетливо прослеживаются в рассказе «Превращение» Кафки. При всей фантастичности сюжета (превращение героя в ужасное насекомое) здесь присутствует беспощадная, физиологически верная подробность описаний. Совмещение картины страданий Грегора Замзы с паническим бегством семьи от него создает драматический эффект такой силы, что даже кофе, хлещущий на ковер из опрокинутого кофейника, вдруг «приобретает размах водопада». Изменение масштабов имеет в рассказе большое значение, так как вместе с героем превращение претерпевает весь окружающий его мир. Тесное пространство под диваном теперь лучше всего подходит ему не столько из-за изменения ориентации его тела, сколько из-за какого-то внутреннего сжатия; комната, где он прожил много лет, пугает его своими размерами, а мир за окном — единственное обещание свободы — превращается в пустыню, «в которую неразличимо слились серая земля и серое небо». Тоска по человеческому сочувствию и невозможность близости к людям, еще более подчеркнутое Кафкой в позднейших работах (например, в романе «Процесс»), вынуждают Замзу признать, что единственным исходом для него является смерть. Человеческий суд, имеющий такое же механическое действие, как заведенный будильник, звонок которого герой не услышал, наглухо закрывает ему все дороги в жизнь (отсюда столь частое упоминание стен и дверей с торчащими из замков ключами). Людское и животное существование одинаково невозможны для него из-за метафизической несовместимости. «Я стремлюсь обозреть все сообщество людей и животных, познать его главные пристрастия, желания, нравственные идеалы, свести их к простым нормам жизни и в соответствии с ними самому как можно скорее стать непременно приятным...», — гласит запись в дневнике. Таким образом, превращение оказывается обратным результатом усилий стать обыкновенным человеком, следствием фатального нарушения законов внутренней жизни. Замза превращается в животное исключительно в силу искренней и отчаянной попытки перевоплотиться. Типологически сюжет Ф. Кафки родственен «Метаморфозам». Короткий анимационный фильм «Превращение Грегора Замзы» по произведению Кафки был снят в Канаде в 1977 году (сценарий и постановка Каролины Лиф). Кроме того, в 1991 г. в США вышел фильм «Кафка», где были использованы темы из рассказа «Превращение» и романа «Процесс» (режиссер Стивен Содербург). Источник: Энциклопедия литературных произведений / Под ред. С.В. Стахорского. - М.: ВАГРИУС, 1998 🔍 смотри также:
Понравился материал?
Рассказать друзьям:
Просмотров: 21256
| |