Меню сайта
Статьи » Зарубежная литература » Голсуорси Дж.

Биография и творчество Дж. Голсуорси

  • Статья
  • Еще по теме

Когда Голсуорси присудили премию Нобеля, он был неизлечимо болен и знал об этом. Видимо, именно эта болезнь побудила Академию наконец-то принять решение по его кандидатуре — Нобелевский комитет поставил Голсуорси во главе списка еще в 1921 году, но тогда академики остановили выбор на престарелом Анатоле Франсе. На церемонию в Стокгольм Голсуорси не приезжал, а меньше чем через два месяца знаменитого романиста и драматурга не стало.

Голсуорси родился в семье, принадлежавшей к высшему слою бур­жуазии. Отец Джона служил юристом и директором нескольких про­мышленных компаний, среди которых были и заокеанские, его состо­яние было очень значительным. Жила семья в собственном доме в предместье Лондона. Кроме Джона в ней было еще трое детей. По сло­вам Джона, отец давал пример мудрости, справедливости, а главное — гармоничности. Выше всего он ценил «упорядоченную, размеренную жизнь, полную сердечной теплоты», любил искусство, почитал Моцарта и старых итальянских мастеров, зачитывался Диккенсом и Теккереем. С матерью у детей сложились не столь сердечные отноше­ния. Как вспоминал писатель, у миссис Голсуорси, происходившей из среды поместного дворянства, были очень категоричные взгляды на приличия. Ему представлялось, что творческий дар он унаследовал от отца, от матери же — любовь к форме.

Маленький Джон ничем не выделялся среди детей. Он зачитывался историческими и приключенческими романами, сражался с младшим братом в теннис. Сначала обучением мальчика ведали гувернантки, затем его определили в пансион, окончив который он поступил в при­вилегированную школу-интернат. Учился он не очень прилежно, но прекрасно играл в футбол и был капитаном футбольной команды, а также старостой класса. Как и другие молодые люди того же круга, позже Джон учился в Оксфордском университете, на юридическом факультете, где специализировался на морском праве. Но получение специальных знаний его интересовало мало — проблема отыскания средств к существованию перед ним не вставала.

В студенческие каникулы юноша увлекался охотой. Читал класси­ков, но не пренебрегал и развлекательным чтивом. Между другими занятиями играл в молодежных спектаклях. Пришлось и самому попробовать силы в сочинении пьес «для домашнего употребления».

Университет он кончил с дипломом юриста второй степени, немного не дотянув до первой. После завершения учебы Джон вступил в коллегию адвокатов, но за пять лет участвовал только в одном лишь деле. К этому периоду относится его деловая поездка в Америку, а затем развлекательное полугодовое путешествие в Австралию, Новую Каледонию, на острова Фиджи и в Новую Зеландию. На обратном пути он познакомился с первым помощником капитана корабля Джозефом Конрадом, тогда еще только-только делающим первые шаги на писательском пути. Дружба их сохранялась до самой смерти Конрада.

По возвращении из путешествия в жизни Голсуорси произошло событие, определившее всю его дальнейшую судьбу,— он познакомился, а через некоторое время и сблизился с женщиной по имени Ада Купер. Ада была незаконнорожденной дочерью некоей Анны Пирсон, впоследствии ее удочерил доктор Купер, знакомый матери. Ада была красива, талантлива, великолепно играла на рояле, но ее социальное положение не позволяло рассчитывать на счастливый брак, и, когда ею увлекся один из двоюродных братьев Джона, она согласилась стать его женой, хотя никаких чувств к нему не питала. Появление Джона привело к ситуации в духе «Анны Карениной». Джон и Ада бросают вызов «приличиям», но пожениться они смогли лишь через 10 лет — мешала боязнь огорчить отца семейным скандалом и бракоразводным процессом, нежелание огласки.

По-видимому, именно любовь подвигла Голсуорси искать способ полнее проявить себя, утвердиться как личность. Дорогу к этому он попытался найти в писательстве. Литературным дебютом стал сборник рассказов «Под четырьмя ветрами», исполненных в неоромантическом ключе. Книга была издана в Лондоне на комиссионной основе в количестве 500 экземпляров и осталась нераспроданной. По общему мнению, дебют 30-летнего автора был абсолютно неудачным.

Вторая книга, вышедшая, как и первая, под псевдонимом Джон Синджон, представляла собой роман, сюжет которого был выстроен по мотивам отношений Джона и Ады. Все это было пропущено сочинителем через собственное сердце, и книга получилась удачнее первой. Успех, хотя и скромный, принес второй роман Голсуорси — «Вилла Рубейн», написанный по материалам истории сестры писателя Лилиан и се брака с художником Георгом Саутсром.

По собственному признанию, Голсуорси учился искусству писать 10 лет. Он не обладал феноменальной способностью тех сочинителей «от рождения», у которых точно найденные слова как бы сами складывались в законченные по звучанию фразы, не нуждающиеся в дополнительной правке. Голсуорси творчество давалось нелегко. Сколько раз он, по его словам, «кусал прах» на дороге, ведущей к мастерству. Его талант разбудили и сформировали работа и неутомимое, упорное стремление к совершенству. Вспоминаются слова Т. Манна: "Писатель — это тот, кому писание дается особенно трудно".

Всего Голсуорси написал 16 романов и 25 пьес. Основной темой Голсуорси, начиная с первых книг, явилась жизнь современного ему буржуазного мира. Встречаются в его многочисленных произведениях и представители других социальных слоев — интеллигенты, фермеры, рабочие,— но быт и нравы «сливок общества» неизменно выступают главенствующим мотивом. Много места занимают проблемы любви и брака — сказался личный жизненный опыт.

Обширное наследие Голсуорси целиком укладывается в лидировавшее в те времена течение критического реализма. Па формирование его творческой индивидуальности, как отмечал он сам, решающим образом повлияли из английских беллетристов Диккенс и Теккерей, а из иностранных — Мопассан, Тургенев и Толстой. В драме образцами для него являлись Ибсен и Гауптман. Однако он не остался подражателем блистательным предшественникам и сумел привнести в искусство слова не только новые темы, но и своеобразный метод. Голсуорси строит повествование динамично, раскрывая в процессе развития сюжета — всегда драматически насыщенного — как социальную среду, гак и внутреннюю жизнь героев. Его считают одним из лучших стилистов английской прозы.

Вершиной достижений явился цикл романов «Сага о Форсайтах», объединенный общими героями и охватывающий 40-летний период жизни британского общества на рубеже веков. За него Голсуорси и был отмечен Нобелевской премией. Рукопись «Саги» хранится — редкая честь — в Британском музее. Зародышем цикла стала новелла «Спасение Форсайта» (1901), за которой последовал роман "Собственник" (1906). Тогда писатель еще не помышлял о многотомной эпопее. Идея создания серии романов возникла в конце 20-х годов. Следующие 10 лет он целиком отдает «Форсайтам», да и в трилогии «Конец главы», которую он дописывал уже на пороге смерти, появляются члены клана Форсайтов. Прототипы для персонажей «Саги» Голсуорси преимущественно брал из истории собственного рода.

 

О работе над эпопеей романист говорил: «С 1918 года и до смерти Сомса, которой кончаются форсайтовские хроники, я жил только этой семьей». И гордился результатами: «Это паспорт к берегам вечности, сколь бы ни было трудно его визировать».

 

«Сага о Форсайтах» поставила Голсуорси в ряд с самыми крупными мастерами большой прозы XX века. Солидная критика того времени констатировала: «Форсайтовская хроника — выдающееся, быть может, самое выдающееся произведение английской литературы XX века, и уж, конечно, самый английский роман наших дней. Произведение гиганта». В другой статье отмечалось: «Форсайты, как и их автор, стали частью национального самосознания». Высоко ценил произведения Голсуорси, особенно драматургию, Бернард Шоу, а Синклер Льюис в Нобелевской речи назвал его имя в числе «великих имен современной Европы».

Последние годы прославленный мастер провел вместе с Адой в собственной усадьбе. Детей у них не было. Распорядок дня в доме был строго регламентирован: езда верхом до завтрака, за завтраком чтение корреспонденции, затем работа. Они постоянно путешествовали: по Италии, Северной и Южной Америке, США. Много сил отдавал Голсуорси общественной деятельности. Еще в 1907—1909 годах он принял деятельное участие в кампании за отмену цензуры на пьесы и стал одним из руководителей комитета литераторов, выступавшего в защиту писательских прав. В эти же годы прошла кампания за тюремную реформу, и Голсуорси, не ограничившись встречами в правительстве и выступлениями в печати, написал трагедию «Правосудие», которая стала главным козырем в этой борьбе. На Уинстона Черчилля, бывшего тогда министром внутренних дел, пьеса произвела такое впечатление, что он немедленно предпринял реальные шаги по смягчению участи заключенных. В годы мировой войны все гонорары Голсуорси отдавал в помощь раненым и инвалидам. Фамильный дом он передал в распоряжение Красного Креста, под клуб раненых солдат. Полгода они с Адой работали во французском госпитале, он — массажистом, она кастеляншей.

Наиболее крупным общественным деянием Голсуорси явилось создание Международного объединения писателей — ПЕН-клуба, первым президентом которого он был более 10 лет. Отметим еще его турне с лекциями по литературе, которым сопутствовал триумфальный успех.

На похоронах Голсуорси присутствовали только члены его семьи, очень немногие друзья, его издатели, врач и несколько слуг. Так, в незаметности, которую он всегда предпочитал славе, навязываемой обществом, свершился его последний путь. Общество английских писателей ходатайствовало о погребении праха покойного в уголке поэтов Вестминстерского аббатства. Настоятель аббатства, однако, не поддержал этой просьбы, и тогда на холме, где стоит усадьба автора "Саги о Форсайтах", было исполнено пожелание Джона Голсуорси, высказанное в стихотворении «Развейте мой прах!».

Понравился материал?
12
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Просмотров: 3717