Меню сайта
Статьи » Зарубежная литература » Гюго В.

Образ Собора Парижской Богоматери (сочинение по роману "Собор Парижской Богоматери" Гюго)

  • Статья
  • Еще по теме

Как мы знаем, все основные события бессмертного романа Виктора Гюго совершаются на площади перед собором Парижской Богоматери, у его стен. На этом фоне происходит и трагическая развязка. Но собор в произведении — это не просто декорация, оправдывающая название книги. Он занимает в романе совершенно особое место, принадлежащее ему по праву.

Роль, которая отводится собору в повествовании, огромна, что подтверждается авторскими размышлениями о связи между зодчеством и литературой (этому посвящена отдельная глава романа). До изобретения печатного станка книга, переписываемая в считанных экземплярах, была ненадёжным источником информации для потомков, поскольку легко могла сгореть или попросту быть съеденной мышами. Только архитектура с её монументальностью в течение многих веков служила надёжным средством передачи знания от поколения к поколению. Точно так же и собор Парижской Богоматери — уникальное произведение зодческого гения — повествует о том страшном времени, когда в Европе царило суеверие и людей заживо сжигали на костре.

«Сон разума рождает чудовищ», — сказано кем-то из великих об этой эпохе. Недаром в архитектуре собора присутствуют изображения химер, от которых неотличима уродливая фигура Квазимодо. Недаром в народе идёт о соборе недобрая слава, а его архидьякон Клод Фролло слывёт колдуном, вступившим в сговор с самим дьяволом. Для простолюдинов собор представлял собой загадку, которой во избежание греха лучше не касаться.

И только два очень разных, но едва ли не кровно связанных с собором человека чувствовали его возвышенную красоту, гармонию его линий — сам Клод Фролло и его воспитанник Квазимодо. Характер этих героев невозможно понять вне их отношения к собору.

Для Квазимодо собор, несомненно, представлялся живым, поскольку «заменял ему не только людей, но и всю вселенную, всю природу». Горбун молился мрачным статуям его святых, изливал душу каменным чудовищам. Здесь никто не преследовал его, никто над ним не смеялся. Пожалуй, только в соборе Квазимодо чувствовал себя человеком и был бесконечно благодарен ему за это. Музыка соборных колоколов окрыляла его страдающую душу, заставляла забыть о реальности, в которой ему не было места. Квазимодо называл колокола человеческими именами и всякий раз, раскачиваясь на верёвке вместе с ними, испытывал, наверное, лучшие минуты в своей жизни.

Не умея высказать свои чувства, Квазимодо любил собор за красоту, за стройность, за ту гармонию, которую источало это великолепное целое. На мой взгляд, это свидетельствует о том, что прекрасное способно изменить, облагородить даже и неразвитую душу — точно так же, как поразила Квазимодо красота Эсмеральды, которую он укрывает от расправы именно в соборе. Правда, в конце концов никто из героев не обрёл спасения, что, как мне кажется, позволяет говорить о связи собора с темой рока, судьбы.

С таким же благоговейным трепетом относился к собору и Клод Фролло, хотя и воспринимал всё по-иному, любя в нём «его внутреннее значение, скрытый в нём смысл, связанную с ним легенду, его символику, таящуюся за скульптурными украшениями фасада, подобно первичным письменам древнего пергамента, скрывающимся под более поздним текстом, — словом, любил ту загадку, какой извечно остаётся для человеческого разума собор Парижской Богоматери». Загадочность собора не страшит Клода Фролло, а вызывает в его душе восхищение.

С такими же чувствами относится к древнему храму и сам автор романа. Описанию собора Парижской Богоматери посвящены лучшие страницы произведения. Образ величественного здания незримо присутствует за каждой строкой, так что с полной уверенностью можно сказать, что роман Виктора Гюго назван именем главного героя этой бессмертной книги.

Источник: Школьные сочинения на "пятерку". Для школьников и абитуриентов. - М.: ООО "Мир книги", 2004

Понравился материал?
6
Рассказать друзьям:
Просмотров: 5175