Анализ романа Джона Гарднера "Никелевая гора"
Роман Джона Гарднера «Никелевая гора» («Nickel Mountain», 1973) написан в мягкой лирической манере, характерной для стиля молодого американского прозаика. Он пропитан раздумьями автора, высказываемыми от лица главного героя — Генри Сомса, либо в диалогах его же с Джорджем Лумисом — его ближайшим и верным другом. В романе почти нет сюжета. Ситуация, на которой строится повествование в романе, почти банальна: шестнадцатилетняя Келли Уэллс, обманутая сыном богатого фермера Уиллардом Фройндом и ждущая от него ребенка, становится женой Генри Сомса, хозяина закусочной на одной из больших дорог Американского Севера, где она работает. Хотя Келли и привлекает Сомса, женитьба его на ней — скорее акт альтруизма. В поступке Сомса проявляется его глубокая человечность, способность к состраданию, доброта и глубокая порядочность. Все, что происходит затем, — а в сущности, ничего существенного в сюжетном плане и не происходит, — это хроника жизни одной заурядной семьи в одном населенном пункте глубоко провинциального района США, И это закономерно, ибо Гарднера интересуют не события и сюжетные коллизии, а возможность подумать и поговорить о жизни и смерти, о смысле и значении человеческого бытия. Генри Сомс не молод, хотя и не стар: страдая тяжелой сердечной болезнью, он в сорок лет может с минуты на минуту ждать смерти. Болезнь его не ожесточает, и Генри умеет многое прощать людям, понимая тяжесть «доли человеческой» и сложность причин человеческих поступков и влечений. Фермер Джордж Лумис, покалеченный в Корее, а затем потерявший правую руку, измолотую в сельскохозяйственной машине во время уборки урожая, поначалу воспринимается как антитеза Сомса. Недаром он часто вступает в словесный турнир с Генри по вопросам жизни и оценки людей, при этом кажется более суровым, нежели он есть на самом деле в своей оценке людей и их поступков. Укоряя Сомса в идеализации людей, Лумис восклицает: «Ты никак не можешь уразуметь, что в основе хваленого прогресса одна законченная подлость!» — «А я не верю в то, что бывает законченная подлость, — мягко отвечает собеседник. — Не верю, что вообще на свете бывает нечто законченное». Этот отрывок из диалога двух друзей дает ключ не только к их характерам: Гарднера не так интересует лепка характеров, ему импонируют мировоззренческие проблемы, и там, где автор пускается в их решение, роман приобретает философический уклон. Если внимательно вслушаться в то, что говорит (или, чаще, не говорит) Сомс, человек мягкий и доброжелательный, и сравнить его мысли и слова со словами и, реже, мыслями Джорджа Лумиса, ожесточившегося в результате жизненных испытаний и одиночества (потеряв жену, он живет один в большом заброшенном доме, доставшемся ему от отца и деда), может показаться, что житейская философия друзей прямо противоположна. Но так ли это на самом деле? В некой решающей точке их взгляды неожиданно сходятся. Сомса и Лумиса объединяет сострадание к слабостям людей, умение прощать, но если Генри откровенен в своей терпимости, то Джордж предпочитает не снимать с лица маску убежденного скептика, не выдавать той глубокой человечности, которая скрывается за суровой внешностью и сухими как будто суждениями. Генри озабочен сложностью человеческой жизни, непрочностью истины и неоднозначностью поступков людей. Его волнуют мысли о месте человека во вселенной. Как надо жить, чтобы оправдать назначение человека? Что такое добро и как его придерживаться? — непрерывно спрашивает себя Сомс, не замечая того, что самый красноречивый ответ на этот вопрос — его собственная жизнь. Иногда, правда мимоходом, Гарднер дает понять читающему, что новая техника давит человека, хотя и призвана ему служить. Но этот мотив в романе не главный. Автор склонен подчеркивать нечто «вечное» и «исконное», некие непреходящие ценности, за которые должен держаться человек, пока не приходит его час расчета с жизнью. Сомс постоянно думает о смысле и причудливости человеческих судеб. Его собственная доля и доля близких ему или просто сталкивающихся с ним людей (юной Келли, одинокого и замкнувшегося Джорджа, полубезумного Саймона, умершего в его доме) помогают понять невеселые, хотя и лишенные безысходного пессимизма мысли автора о «человеческой доле». Гарднер пишет о людях, живущих вдали от больших городов, о людях, еще не расставшихся со стародавними суевериями и предрассудками (вспомним эпизод, связанный с появлением в городке зловещей и смешной шутихи Козлихи — The Goat Lady, убежденность Келли, что в окно стучит выходец с того света Саймон Бейл, пророча беду, и многое другое). Проблемы, волнующие современное общество если и не забыты, то как будто отодвинуты. Писателю вовсе не чужд сатирический взгляд на людей и общественные порядки, и недаром его зарисовки эгоистов и стяжателей (таких, как Элли Уэлс или старик Фройнд и другие местные богачи) так живы и выпуклы. Необыкновенно тонко и лирично передает Гарднер оттенки жизни природы, меняющийся в разное время года облик земли, ландшафты родного Севера. Не менее тонок его рисунок психологических портретов — сдержанный, лаконичный, всегда оставляющий повод для раздумий. Но и эти описания, и эти психологические портреты, при всем их совершенстве, — лишь аккомпанемент; главное в романе все же решение мировоззренческих проблем. Хотя по жанру «Никелевая гора» роман не философский, но философскую окраску ему придают многочисленные диалоги, как бы комментирующие ход жизни людей, о которых рассказывает писатель. Сомс не перестает искать смысл происходящих вокруг него событий, стремясь найти ответы на мучающие его вопросы, главный из которых — зачем живет он сам и есть ли смысл в жизни его близких. Генри ищет и в конце концов находит смысл бытия. Именно поэтому книгу Гарднера не назовешь безысходной. Беда стучит в разные двери. Стучит она непрерывно и в двери самого Генри, но обходит его стороной. В романе нет слащавого «хэппи энда» мещанской беллетристики: то, что трагедия не обрушивается на дом Сомса, не случайно, Генри Сомс, а за ним и его близкие служат Добру и, познав его силу, ощущают своеобразный покой и уверенность в себе. Философия Гарднера в несколько эксцентричной форме суммируется в высказываниях старого фермера Джадкинса, рассуждающего о загробной жизни: «Может быть, и существует такая штука, как ад и рай... и я даже не возражал бы попасть в ад, если бы полагал, что заслужил его. Это лучше, чем получить незаслуженное отпущение грехов в последнюю минуту». Жизнь не шутка, и каждый человек должен быть в ответе за свои поступки, — такова мысль Джадкинса, а за ним и автора книги. Философский спор по мере развития романа переходит в спор этический, что так показательно для современной литературы Запада, в которой все большее число писателей задумывается над моральной ответственностью человека перед самим собой и другими людьми. Гарднер подходит к верному решению поставленной проблемы. Наивысшее удовлетворение для него в верности своим принципам, а принципы эти противостоят эгоизму и корысти мира, в котором человек человеку волк. Источник: Ивашева В.В. На пороге XXI века: НТР и литература. Москва: Издательство «Художественная литература», 1979 🔍 смотри также:
Понравился материал?
Рассказать друзьям:
Просмотров: 1971
| |