"Воспитание чувств": анализ романа, общая характеристика произведения
В своем следующем крупном романе Флобер продолжает, как бы по закону ритмического чередования тем, исследование современной жизни. В 1869 г. выходит "Воспитание чувств", или "Сантиментальное воспитание". Место действия - Париж 40-50-х годов. Тема, как ее формулирует автор, - "история духовной жизни своего поколения". Сюжет во многом построен как проверка излюбленных ситуаций Бальзака, Стендаля, Жорж Санд, Мюссе. Но под пером Флобера каждая типовая ситуация разряжается не кульминацией или пристойной развязкой, а попросту ничем - пустотой и скукой. Вот в начале повествования Фредерик Моро приезжает в Париж с традиционными мечтами. Но его как бы втягивает в себя и парализует обыденная жизнь, мещанская повседневность. Ни единого взлета, ни единой сильной эмоции – он, так сказать, послушно плывет по течению. Из эпизода в эпизод тянется неосуществимое томление. Вокруг революция, социальные потрясения, а Фредерика ничего не может вывести из состояния апатии. Любовь к мадам Арну - единственное чувство, как будто выводящее его за рамки тривиального быта, но и оно выступает в романе подчеркнуто платоническим, тягучим; оно как бы алиби для его душевной апатии. А между тем он вроде бы против своей воли оказывается постепенно своим человеком среди преуспевающих пошляков и карьеристов. Опять здесь резкое разоблачение всякой мечтательности, всякой романтической сентиментальности. (Вот еще одна причина, почему это именно “сантиментальное воспитание”, а не "Воспитание чувств", речь идет о результате, а не о процессе.) Образ Фредерика Моро во многом как бы срисован со стендалевского Люсьена: юношески экзальтированный герой, попав в водоворот среды, так же безвольно подчиняется ей, несмотря на пробуждающиеся время от времени угрызения совести. Типологически сходно здесь и общее изображение мира буржуазной политики: это опять мир будничный и скучный. Можно даже сказать, что Флобер - первый писатель во французской литературе, который не побоялся возвести скуку в ранг стилистического средства (и опять мы тут можем вспомнить Чехова, у которого та же методика ясно обнаруживается в его драматургии). Если скучен и пошл окружающий мир, то долг художника - не приукрашать эту скуку. И поэтому основная стилистическая доминанта романа - изображение потока бытия, размеренная, подчеркнутая тягучесть повествования, обыденная лексика. Все в этом романе утрировано, меланхолично и скучно. Даже революция - и та не воспринималась всерьез. Флобер выводит типы ее участников и почти ни для кого из них не находит доброго слова - или это либеральные болтуны, использующие революцию для получения теплых местечек, или это фанатики революционного движения, люди, которым чужды всякие человеческие движения души. Флобер рисует революцию как сугубо будничное явление, нисколько не нарушающее привычное течение быта. Никакой патетики в духе Гюго. Для Флобера революция - выражение сугубо буржуазного, мещанского недовольства. Неудивительно, что подобная настроенность целиком согласуется с пессимистическими воззрениями автора на перспективы героического характера в современном обществе, хотя ближе к финалу романа он и пытается несколько облагородить образ Фредерика (сцена на аукционе). В целом в романе подтвердились основные черты художественной манеры Флобера. Прежде всего он выступает приверженцем правды жизни, как Бальзак и как Стендаль: как бы неприглядна она ни была, она требует к себе внимания художника, и его самые значительные романы, повести и рассказы посвящены изображению именно повседневности – "Мадам Бовари", "Воспитание чувств", "Простое сердце". Флобер постоянно чувствовал себя вынужденным обращаться к действительности; реализм был для него подлинным сознанием долга, зачастую противоположным влечению сердца. Если Бальзак и Стендаль хотели быть реалистами, то Флобер не мог не быть реалистом. И в этом заключалась его глубокая личная трагедия. Развивая бальзаковские реалистические принципы. Флобер в то же время по духу своего творчества был, пожалуй, более близок к Мерине. Вернее сказать, в произведениях на исторические и философские темы Флобер примыкает к бальзаковской линии - допускает обильную описательность; но в произведениях на современные темы Флоберу явно больше импонирует деловая сухость Мериме, строгий отбор деталей и подчеркнутая аскетичность стиля. Источник: Карельский А.В. Метаморфозы Орфея. Вып. 1: Французская лит-ра 19 в. / М.: Российский гос. гуманит. ун-т, 1998 🔍 смотри также:
Понравился материал?
Рассказать друзьям:
Просмотров: 8374
| |