Меню сайта
Статьи » Зарубежная литература » Флобер Г.

"Госпожа Бовари": описание и анализ романа из энциклопедии

  • Статья
  • Еще по теме

«Госпожа Бовари» («Madame Bovary») — роман Гюстава Флобера. Автор начал работу над романом 19 сентября 1851 г. и завершил ее в мае 1856 г. В том же году роман опубликован в «Парижском обозрении», а в 1857 г. издан отдельной книгой, тираж которой к началу 1860-х гг. достиг 30 тысяч экземпляров.

Воздав в юности должное модному романтизму (пьеса «Людовик XI», новеллы), писатель постепенно разочаровался в этом методе отображения действительности и, по совету друзей, принялся за работу над «бытовым» сюжетом о трагической судьбе молодой женщины Дельфины Деламар, покончившей с собой из-за жизненных неурядиц. Дав своей героине другое имя, Флобер придал ей обобщающие черты, снабдив новый роман подзаголовком: «Провинциальные нравы». Затронутые в «Мадам Бовари» темы уже поднимались в литературе: исследователи сравнивают роман Флобера с «Провинциальной музой» Бальзака, ищут литературных предшественниц Эммы Бовари в Луизе Баржетон из «Утраченных иллюзий» или в Жюли де Шаверни из новеллы Мериме. Флобер придал особое, драматическое звучание проблеме несоответствия возвышенных идеалов, навеянных книгами Мюссе, Ламартина и других романтиков, реальной жизни с ее тоскливой чередой серых будней.

Создавший впоследствии немало произведений, среди которых есть и исторические («Саламбо»), и социально-критические («Воспитание чувств»), и философские («Искушение святого Антония», третья редакция) романы, писатель благодаря «Мадам Бовари» навсегда обессмертил свое имя.

Героиня книги страдает от невозможности осуществить свои мечты о блистательной, светской жизни, полной романтических страстей — вместо этого она вынуждена влачить монотонное существование супруги небогатого провинциального сельского врача. Тягостная атмосфера захолустья душит Эмму, но все ее попытки вырваться за пределы безрадостного мирка обречены на провал: жалкий, скучный муж Шарль не может удовлетворить запросов супруги, а ее любовники (Родольф, Леон и др.), внешне «романтичные» и притягательные, на самом деле эгоцентричны, похотливы и жестоки; череда амурных приключений не приближает госпожу Бовари к вожделенному идеалу, а отдаляет от него. Трагическая развязка становится единственным выходом из жизненного тупика; приняв яд, Эмма кончает с собой.

В этом романе Флобер использовал новый литературный метод «объективного» изображения, «монтажа» действительности. Сосредотачивая внимание читателя на поступках персонажей, на чувствах и переживаниях героев, автор нигде не высказывает своего отношения к ним. При этом описание, повествование и диалог даются писателем во взаимосвязи, гармонично дополняя друг друга. Такая техника требовала филигранной работы над словом: проводя долгие часы в поисках нужного эпитета, определения, Флобер довел свой стиль до совершенства. Но, придавая решающее значение форме, писатель глубоко проникся и содержанием произведения; в творческом процессе он как бы «перевоплощался» в своих персонажей, даже испытывал те же чувства: «Когда я описывал отравление Эммы Бовари, у меня во рту был вкус мышьяка». Поэтому, вопреки утверждениям самого автора, в критической литературе принято относить роман к вершинам мировой реалистической прозы — настолько зримы и правдивы воссозданные в книге картины быта и нравов французской провинции, настолько жизненны образы Шарля, Леона, Родольфа, напыщенного демагога аптекаря Омэ, и, в первую очередь — самой госпожи Бовари.

Отсутствие в романе назидательности привело Флобера в зал суда. Против автора издателей было выдвинуто обвинение в оскорблении «общественной морали и религий», в пропаганде безнравственности. Проходивший в Париже в январе-феврале 1857 г. процесс, ставший тяжелым, мучительным испытанием для Флобера, после долгих разбирательств вынес оправдательный приговор.

Но сложный, неоднозначный образ Эммы Бовари воспринимался по-разному и многие годы спустя после выхода книги. Некоторые критики видели в героине романа претенциозную мещаночку, уготовившую себе печальную участь, предавшись греховному разврату. Другим Эмма представлялась яркой, интересной женщиной, окруженной бездарными, посредственными людьми, не способными ее понять и оценить. И все же никто не отрицал повсеместной распространенности выведенного Флобером женского типа; во французском литературоведении появился специальный термин: «боваризм» («Le Bovarysme»), характеризующий мировосприятие жизни сквозь призму книжных иллюзий.

Парадоксально, но изобилующий событиями и диалогами роман редко экранизировался: помимо малоудачного фильма Винсента Минелли (США, 1948 г.) заслуживает упоминания французская телеэкранизация (1966 г., режиссер — Пьер Дюмэ). Из множества инсценировок следует выделить постановку А.Я. Таирова в Камерном театре (1940 г.), шедшую с триумфальным успехом, достигнутым благодаря блестящей игре исполнительницы главной роли Алисы Коонен.

Источник: Энциклопедия литературных произведений / Под ред. С.В. Стахорского. - М.: ВАГРИУС, 1998

Понравился материал?
3
Рассказать друзьям:
Просмотров: 5184