Биография и творчество Пауля Флеминга
Пауль Флеминг родился в 1609 г. в небольшом городе Гартенштейн в семье священнослужителя. Начальное образование мальчик получил в городской школе, а когда ему исполнилось двенадцать лет, отец отправил его в Лейпциг. С 1628 по 1633 г. Пауль изучал в Лейпцигском университете философию и медицину. Тогда же он впервые начал писать, отчасти из-за гонорара, а отчасти и потому, что сочинительство в то время считалось неотъемлемой частью занятий образованного человека. Кроме того, на молодого Флеминга произвело огромное впечатление его знакомство с Мартином Опицем, творчество которого было для юноши критерием и образцом подлинной поэзии. В 1633 г. Флеминг отправился с дипломатическим посольством в Персию и Россию. Его друг Адам Олеарий, секретарь посольства, должен был описывать их путешествие в прозе, задачей же Флеминга было создание путевых заметок в стихах. Вернувшись из поездки, которая длилась чуть менее шести лет, в Лейдене Флеминг получил степень доктора медицины и направился в Ревель (Таллин), где его ожидала невеста, но по дороге заболел и скоропостижно скончался в Гамбурге 2 апреля 1640 г. Свою литературную деятельность Флеминг начал со стихотворений на случай (поздравления, рождественские стихи, эпиталамы и т. п.). Как и многие поэты своего времени, он писал на латыни, опираясь на традиции Овидия, Катулла, Проперция и Петрарки. Однако уже через несколько лет Флеминг обращается к родному языку и приходит к убеждению, что его выразительные возможности ничуть не уступают возможностям древних языков. Будучи учеником и последователем Опица, Флеминг стремился к тому, чтобы усовершенствовать и обогатить немецкую поэзию, придать ей звучность и образность, сочность и колорит. От классицизма он унаследовал четкость построения своих произведений, ясный слог и простоту словаря. От барокко — любовь к причудливым формам стиха, к необычному ритму, к игре размерами. Поэтическое наследие Флеминга весьма обширно. Он — автор духовных гимнов, од, поэм, посланий, сонетов. Наибольший интерес представляет его любовная лирика, написанная в традициях петраркизма. Ей свойственны особая сила чувств, выразительность и непосредственность («Верное сердце», «Как бы он хотел, чтобы его целовали»). Любовь для поэта — «источник радости и боли», болезнь и исцеленье, наслаждение и мука. Однако в отличие от ренессансных стихов Петрарки, у которого радость и боль сливаются в чувстве в равных пропорциях, равновесие счастья и муки у Флеминга нарушается в пользу страданий. Барочный драматизм берет верх над ренессансной гармонией. Влюбленный человек уже не свободен, он всецело подчинен «крылатому тирану» Купидону. Он бежит от самого себя и нигде не может найти пристанища («Обида»). Часы покоя даром трачу, На ложе сна в огне горю И сам не знаю, что творю: То засмеюсь, то вдруг заплачу. В моих поступках смысла нет, Мои слова — бессвязный бред, (перевод О.Б. Румера) И все же для него нет ничего прекрасней любви. Когда любовь взаимна, весь мир наполняется солнечным светом, все вокруг веселится и ликует вместе с поэтом («Пляс»). Природа радуется его счастью: под песню ветра танцуют горы, резвятся стада, пенятся морские волны. Рядом с близким и верным сердцем человеку все по плечу. Оно никогда не предаст и не обманет, оно всегда будет рядом в нужную минуту: Для него твоя удача — Всех отраднее удач. Загорюешь, горько плача, И его услышишь плач.
И свиданье и разлуку — Все оно перенесет. Загрустишь — развеет скуку, А отчаешься — спасет. (здесь и далее перевод Л. Гинзбурга) Стихи Пауля Флеминга, озорные, задорные, чувственные, всегда полны жизни, внутренних переживаний. Для него важно не только обрисовать окружающую действительность, но и выразить свое отношение к ней. Путешествуя по России и Персии, он с неподдельным интересом повествует о жизни и культуре мало известных в то время в Европе стран. Он подробно описывает быт народов и встречающиеся на пути города. Именно ему мы обязаны первым поэтическим изображением Самары и Жигулей, Девичьей Горы и Царева Кургана. Русская природа не могла не привести в восхищение, а местные легенды и предания вдохновляли поэта на создание изящных стихотворных образов. Несколько сонетов он посвятил Москве, красота и величие которой привели Флеминга в восторг: Краса своей земли, Голштинии родня, Ты дружбой истинной, в порыве богоравном, Заказанный иным властителям державным, Нам открываешь путь в страну истоков дня. Поэт искренне восхищен тем, что увидел в России, и от всей души надеется, что эта великая держава станет другом Германии и союз их будет «прочен, как броня». Наблюдая мирный труд русских крестьян, их спокойную, размеренную жизнь, поэт, разумеется, не мог не вспоминать о тех событиях, которые происходили в это время у него на родине. Вместе с искренней симпатией к русским людям в его душе пробуждается боль за свою истерзанную отчизну. Он не может не скорбеть о невзгодах, которые ей приходится выносить. Поэт просит Германию простить его за то, что в эту страшную для нее годину он далек от нее, что, повинуясь «жару любопытства», «вечно странствуя», он не исполняет ее велений. Я лодка малая, привязанная к судну. Хочу иль не хочу, а следую за ним. И все же навсегда я остаюсь твоим. Могу ли я тебя отвергнуть безрассудно? И в поисках пути, в далекой стороне, Я смутно сознаю: я дома — ты во мне... И Россия ему мила еще и потому, что ее голубое небо не тронуто войной, что здешним людям неведом тот ужас, который пришлось пережить ему самому. Наши села сожжены, Наши рати сражены, Наши души гложет страх, Города разбиты в прах. Поэт призывает немцев прекратить враждовать и сложить наконец оружие. Солдатская каска более подходит для того, чтобы птицы свили в ней гнездо, а клинки и кольчуги вполне можно переплавить на лемех и плуг. «Разве столько страшных бед/ Стоят несколько побед?» — изумленно вопрошает Флеминг. Жестокая реальность вплетает в его жизнелюбивую, страстную лирику тревожные мысли и мрачные предчувствия. Мир утратил прежнюю устойчивость. Нарушено исконное равновесие между макро- и микрокосмосом. Человек потерял опору в жизни, а вместе с ней и ощущение самого себя. Так я с самим собой безмолвный спор веду. С самим собой мирюсь и снова в бой вступаю, Себя себе продав, себя я покупаю. И мой заклятый враг в сей призрачной войне То валит с ног меня, то поддается мне... Флеминг силится понять противоречивость человеческой натуры, которая содержит в себе все и ничто, жизнь и смерть, смысл и бессмыслицу. Чем обладает человек? Что у него есть? «Тень призрака. Конец, таящийся в начале. Шар, полный пустоты. Жизнь, данная вам зря. Звук отзвука. Ничто, короче говоря». В страданиях и сомнениях он обретает христианскую мудрость: Я жив. Но жив не я. Нет, я в себе таю Того, кто дал мне жизнь В обмен на смерть свою. Вечна в человеке лишь душа, искра божья. Следует освободиться от всего суетного, преходящего. Лишь тогда можно постичь высшую идею. Пауля Флеминга не случайно называют одним из талантливейших поэтов своего времени. Как писал впоследствии немецкий романтик, историк и критик литературы Август Вильгельм Шлегель, в нем уживались «душа, тянущаяся к богу» и «романтические дифирамбы », «немецкое сердце и восточная фантазия». Источник: История зарубежной литературы 17 века: Учеб. пособие / А.Н. Горбунов, Н.Р. Малиновская, Н.Т. Пахсарьян и др.; под ред. Н.Т. Пахсарьян. - М.: Высшая школа, 2007
🔍 смотри также:
Понравился материал?
Рассказать друзьям:
Просмотров: 5928
| |