"Жаворонок" Ануя: описание пьесы из энциклопедии
«Жаворонок» — пьеса Жана Ануя. Премьера состоялась на сцене парижского театра «Монпарнас» в 1953 году. Среди более трех десятков пьес, написанных Жаном Ануем за полвека, «Жаворонок» — произведение самое светлое и самое жизнеутверждающее, несмотря на то, что его героиня Жанна д'Арк заканчивает свой короткий жизненный путь на костре. Ставшая легендой еще при жизни, прозванная «жаворонком Франции», пастушка Жанна, во главе армии французского дофина Карла освободившая Францию от англичан и приведшая Карла на французский престол, сожженная на костре в 1431 г. по приговору Инквизиции, на протяжении столетий привлекала к себе внимание многих писателей, в числе которых были Шекспир и Вольтер, Пеги и Шоу, Шиллер и Брехт. В отличие от своих знаменитых предшественников, Ануй изображает Жанну не в момент совершения ею подвигов, а перед лицом предвзятого и неправедного суда. Драматург выбирает, казалось бы, невыгодную, с точки зрения театра, ситуацию, когда главный персонаж уже прожил самые яркие мгновения своей жизни и совершил все самые важные свои поступки. Но его героине предстоит нелегкий выбор: либо она должна отречься от своих убеждений — и тогда ей сохранят жизнь, либо она останется верна самой себе — и тогда ее ждет смерть. Во время следствия, допросов и суда Жанна проживает заново счастливые годы, вспоминая прекрасное чувство человеческого братства, сознавая, сколь важно было для нее ощущать себя частицей сообщества людей. Свой выбор она сделала в страшную для родины годину, и на суде защищает свободу и человеческое достоинство, как делала это с оружием в руках. Главный нравственный поединок в «Жаворонке» — сражение Жанны и Инквизитора, для которого «дело чести» — сломать спокойную твердость уверенной в своей правоте непокорной девчонки. Жанна выигрывает это сражение потому, что защищает прежде всего не себя, а человека, каким она узнала его в тяжких испытаниях, со всеми его слабостями и недостатками, но и с его самоотверженностью и готовностью к самопожертвованию. Ануй создает пленительный образ юной Жанны, гордячки, но и простушки, смекалистой, но и наивной, по-крестьянски основательной, но и легковерной, храброй, но порой не выдерживающей тяжести постоянного давления и угроз. Справедливо предположить, что увидевшая свет вскоре после окончания войны пьеса Ануя «Жаворонок» явилась плодом его размышлений о национальном характере, по-разному проявившемся в годы оккупации и Сопротивления. Свои размышления драматург облек в занимательную театральную форму, в очередной раз доказав, как великолепно он знает законы сцены. Ануй не скрывает от зрителей, что все события будут перед ними разыграны, и в первой же ремарке предписывает актерам неторопливо разобрать костюмы и аксессуары, в которых содержится «намек на средневековье». Представление закончится не сожжением Жанны, а высшей точкой ее биографии — коронованием Карла в Реймсе. В финале выяснится, что именно этот эпизод забыли сыграть, и быстро растащив костер, актеры устанавливают алтарь собора. А Жанна будет стоять несколько в отдалении от всех, «выпрямившись, опершись на древко знамени и улыбаясь небесам — так, как ее изображают на картинках». «Жаворонок» оказался вершинным произведением в творчестве Ануя. Его Жанна — самый обаятельный, самый полнокровный характер, который когда-либо рождался под пером Ануя. Источник: Энциклопедия литературных произведений / Под ред. С.В. Стахорского. - М.: ВАГРИУС, 1998 🔍 смотри также:
Понравился материал?
Рассказать друзьям:
Просмотров: 4840
| |