"Затейливый Симплициус Симплициссимус": описание романа
В 1668 г. вышел роман Гриммельсгаузена «Затейливый Симплициус Симплициссимус». Успех романа был непредсказуем. Уже в 1669 г. появилось продолжение «Симплициссимуса», впоследствии ставшее неотъемлемой частью произведения. Позже Гриммельсгаузен написал еще несколько романов, достаточно занимательных. Однако бессмертной книгой остался «Симплициссимус» — вершина творчества писателя, который придал своему герою — «простаку из простаков» — автобиографические черты и таким образом создал живое воплощение своего времени, своеобразно развивая традиции итальянской новеллистики, испанского плутовского романа, немецких народных книг XVI в. и шванков. Об этом говорят волшебно-сказочные и сатирические мотивы, анекдотические эпизоды, остроумные реплики. Повествование насыщено разного рода сведениями из области истории, литературы, медицины, естествознания, астрологии и демонологии. Вся эта энциклопедия включена в сюжет об испытаниях Симплициссимуса, которого лишили памяти и превратили в «дурака». Любопытно, что, узнав тайну своего «высокого» рождения, герой романа не возносится в мир знатных господ, остается шутом среди восточных властелинов, рыцарей, библейских героев, аркадских пастушек — персонажей придворного маскарада, то есть идеализированного феодального общества. Своего героя автор заставляет пройти по разоренной Тридцатилетней войной стране, наблюдать бесчинства наемников и властителей, побывать в разном обличье — пастуха, отшельника, солдата, слуги, богача, певца, моряка и т. п., посетить многие страны и города, в том числе и Москву. И в этих скитаниях Симплициссимус формируется как незаурядная личность и постигает высокий смысл мирного существования народов и нереализованных возможностей разума и труда. Герой романа Гриммельсгаузена не ищет приключений, он смотрит на окружающую его среду глазами чудака, втягивается роковыми событиями и бесчестными происками злоумышленников в мир насилия и жестокостей, где здравый смысл становится жертвой коварства, цинизма, насилия. Иногда Симплициссимус претерпевает фантастические приключения — оказывается на шабаше ведьм, путешествует к центру земли, сталкивается с призраками... На дне озера Муммельзее он знакомится с утопическим царством фантастических существ — сильфов, но жизнь без человеческих страстей и радостей, мир безликого послушания с механически бездумным трудом, якобы для общего блага, его не устраивает, как и «приятная гармония», будто бы наблюдаемая им в Венгрии — стране, где в ходе крестьянских движений достигнуты всеобщее благосостояние, расцвет ремесел, разделение труда, но не преодолена сектантская разрозненность общин. В столкновениях с обыкновенными и необыкновенными проявлениями самой действительности наивность героя романа выявляет безумие мира, утратившего самое важное и святое качество — любовь к человеку — и на свою потеху выставившего несчастье людей. Раздумья писателя печальны, смех его саркастичен: это было отрицание цивилизации, устроенной на ненависти, корысти, разврате, разделении людей на бедных и богатых, на бесправных и власть имущих, и отрицание упований на бесплодную мечту. Источник: Горбунов А.М. Панорама веков: Зарубежная художественная проза от возникновения до XX века - М.: Кн. палата, 1991 🔍 смотри также:
Понравился материал?
Рассказать друзьям:
Просмотров: 1493
| |