Меню сайта

Статьи » Зарубежная литература » Другие авторы

Западноевропейская литература конца XVIII - начала XIX века: общая характеристика

Рубеж XVIII и XIX веков — период в истории, насыщенный бурными событиями в общественно-политической жизни и культуре. Это время представляет собой пример взаимосвязи социальных и литературных процессов. В течение полувека, начиная с образования Соединённых Штатов Америки (Декларация независимости Американских Штатов была принята в 1776 г.) и заканчивая восстанием декабристов в России (в 1825 г.), в мире происходит ряд эпохальных событий, навсегда изменивших общество. Важнейшими из них были Великая французская революция (1789-1793 гг.), вызвавшая волнения во всей Европе, приход к власти Наполеона и наполеоновские войны, которые привели к кардинальным изменениям в политическом и социальном устройстве в Европе.

События, крупные и малые, не столько определяют ход истории, сколько являются выражением логики её развития. Литература неизменно повествует о человеке, его социальной жизни и внутреннем мире, чутко откликается на изменения чувств и взглядов человека. Например, Гёте в начале 1870-х годов, создавая роман «Страдания юного Вертера», показывал, как возросло значение индивидуального чувства в человеке, достоинства личности в обществе, личной жизни и любви. Поэтому не кажется странным, что Наполеон в юности зачитывался «Вертером» — ведь вся эпоха революций и войн явилась отражением отношений между личностью и обществом. Подобные процессы происходили во всех ведущих литературах Западной Европы — немецкой, английской, французской и других.

К концу XVIII века значительные изменения претерпели основные литературные направления и течения, а также содержание общественной направленности художественных произведений. Классицизм, оставаясь по-прежнему влиятельной эстетической силой в литературе в силу трёх обстоятельств — ориентации на классические образцы литературы, строгости литературных форм и ясности социальных идей и моральных правил, — неизбежно уступал дорогу новой эстетике и мировоззрению. Поэтому такие мастера, как Гёте и Шиллер, использовали в своём творчестве образцы античной литературы или средневековую героику, поэтизируя фольклор и во многом сохраняя уходящее наследие. В этом отношении представляет интерес неистовый романтик Байрон, всю творческую жизнь остававшийся верным поклонником классицизма. Таким образом, эти наблюдения приводят к мысли, что существование литературных направлений и течений, их взаимодействие представляют собой живой процесс.

Порой художественное произведение нельзя определить как полностью относящееся к тому или иному направлению или течению, поскольку творческий процесс изменчив, а термины нужны для определения и классификации явлений. Так, например, в творчестве Гёте последней четверти XVIII века мы видим и вершины сентиментализма, и мощь классицизма, и высокую мысль Просвещения, и молодые порывы предромантической литературы. В наиболее сложном сочетании эти литературные особенности проявились в первой части трагедии «Фауст», которую Гёте писал в XVIII веке. Шиллер, чья поэзия явилась источником для европейских поэтов-романтиков, в своей драматургии выступает и как предвестник реалистической, исторической и демократической литературы, прежде всего в пьесах «Разбойники», «Заговор Фиеско в Генуе» и «Коварство и любовь». Особенно тонка грань между сентиментализмом и предромантизмом, потому что основная установка в них — изображение душевных переживаний. Даже классическую элегию сентиментализма Т. Грея «Сельское кладбище» (1750) иногда называют предромантической.

Эпоха Просвещения перешла в новую стадию, постепенно утратив своё название. Дело в том, что время более не определялось исключительно идеей распространения знаний и обучения людей мыслить самостоятельно — люди стали самостоятельными и научились мыслить смело и чувствовать свободно. К концу XVIII века «разум» более не противопоставлялся «чувству», религия — науке, вера — знанию. В Европе, а затем в Америке и России большую роль начинают играть учения, соединившие в себе религию, науку, политику и мораль. Эти учения имели большое значение в политических процессах и событиях в мире, нравственно-этическая система этих учений повлияла и на литературу, многие писатели того времени так или иначе были с ними связаны.

В 1890-е годы в Европе на передний план выходит романтизм, прежде всего в немецкой и английской литературе, поэзия этих лет явилась основой для последующей романтической традиции: в Англии — Байрона и Вальтера Скотта, в Германии — Гофмана и Гейне, во Франции — Шатобриана и молодого Гюго. В русской литературе в конце XVIII века намечается сильное влияние западноевропейской литературы на творчество Карамзина, юного Жуковского; интерес к романтизму переходит в XIX столетие и бурно развивается в первые четыре десятилетия века.

Источник: Москвин Г.В. Литература: 9 класс: в 2 ч. Ч. 1 / Г.В. Москвин, Н.Н. Пуряева, Е.Л. Ерохина. - М.: Вентана-Граф, 2016

Понравился материал?
0
Рассказать друзьям:
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: другие статьи появятся совсем скоро
Категория: Другие авторы | Добавил: katerina510 (24.12.2017)
Просмотров: 51 | Теги: западноевропейская литература
Всего комментариев: 0 Всегда рады вашим комментариям
avatar