Возникновение городской литературы. Фаблио и шванки
Для большинства государств Западной Европы XIII в. стал апогеем ранней средневековой культуры. Во всех областях общественной, политической и интеллектуальной жизни наблюдались интенсивные сдвиги. Главной причиной такого расцвета был быстрый рост производственных сил и развитие городов. Королевская власть укрепляла свои позиции, становилась более постоянной. Развивалась внешняя торговля, увеличивалась военная мощь городов, крепости которых были неприступнее, чем дворянские замки. Опираясь на горожан и города, королевская власть пыталась обуздать крупных феодалов, причем не посягала на рыцарство, которое оставалось господствующим классом. Между мелким и средним рыцарством и горожанами наметилось согласие, усилилось стремление к законности и порядку, наблюдалось развитие светского мировоззрения. Изменилось соотношение между религией и наукой: вместо непосредственного подчинения науки религии большее развитие приобретает философская мысль. Новые общественные отношения определили радикальный переворот в литературе. Наряду с рыцарской поэзией, которая потеряла творческую новизну, появилась новая городская литература, которая сумела вызвать интерес у ремесленников и торговой буржуазии. Городская литература появилась в конце XII в. Ей были присущи здравый смысл, склонность к колоритным картинам повседневной жизни, в частности крестьянских и городских низов. Городская литература редко выступала против феодальной системы, а в основном ограничивалась лишь критикой тех или иных сфер ее деятельности, причем критика была более шутливого, чем сатирического характера. Городская литература овладела целым рядом жанров рыцарской поэзии, существенно их меняя. Возникла публицистическая, сатирическая и шутливая лирика, которая была лишена музыкального сопровождения, состояла из коротких стихотворных рассказов бытового содержания; появились большие сатирические и аллегорические романы, многообразная дидактическая литература. Поэты пытались копировать действительность, не избегать грубых моментов, стиль своих произведений они максимально приближали к разговорной речи, в них появилось много слов и выражений профессионального, даже архаического происхождения. В развитии городской поэзии ведущая роль принадлежала Франции. Именно здесь возникли наиболее совершенные образцы городских жанров, которые оказали значительное влияние на развитие литературного творчества других развивающихся стран, которое проходило по тому же пути, хотя с некоторым опозданием. ФаблиоНаиболее популярным жанром городской литературы во Франции были фаблио - небольшие стихотворные повествования о забавных, смешных случая, которые должны были вызвать смех. Однако характер смеха мог быть разным. Простой тип фаблио сводился к анекдоту или чистому юмору, основанному на комической ситуации, игре слов и т.п. Вторую группу образовали фаблио с более развитыми сюжетами, в которых смех имел определенную направленность. В них высмеивались глупость или чрезмерная доверчивость, прославлялись смекалка, ловкость рук и ума. В фаблио, как в зеркале, отражалось мировосприятие средневековых горожан. Такие короткие рассказы или поэмы обязаны своим происхождением Востоку, в частности Индии. По своему содержанию они находились в тесной связи с санскритской буддистской литературой, которая по своей сути была не столько религиозной, сколько содержала моральные установки праведной жизни. Основу для фаблио, конечно, составляла повседневная жизнь классов, из которых образовывались большие нации. Писались шуточные произведения восьмисложными строками, рифмовались попарно - обычный размер старофранцузского стихотворного произведения юмористической направленности. Авторы этих небольших рассказов проникали во все уголки городской и сельской жизни, отражая со всей полнотой внутренний мир крестьян и буржуа, хотя и не преследовали обличительной цели. Одно из главных мест в фаблио принадлежало женщине - мещанке или крестьянке. Она отличалась от женщин рыцарской эпохи. Ей были присущи следующие недостатки: легкомыслие, коварство, тяга к запретному плоду, особая хитрость в обмане своего мужа. Героями фаблио часто выступали представители духовенства и рыцарства, которые теперь не изображались идеализированно. Столкновения крестьян с рыцарями и монахами - один из любимых сюжетов коротких рассказов. Сообразительность и ловкость крестьян часто брала верх над недогадливыми рыцарями и монахами-мошенниками. Но больше других досталось горожанам из среднего сословия общества. Как правило, это был какой-то крестьянин, драчун и пьяница, добродушный обыватель, купец или ростовщик, который только и думал об обогащении. Все они были то чересчур доверчивы, то слишком ревнивы, перед своими женщинами оказывались в дураках. Героем фаблио был и крестьянин, виллан, который отличался природным умом. Поэтому часто и ученый аббат, и даже король уступали ему и преклонялись перед ним. Популярным стало фаблио о крестьянине-враче, которым в дальнейшем воспользовался в своей комедии Жан-Батист Мольер. В качестве примера приведем фаблио «Крестьянин-врач», в котором выразилась похвала остроумия человека из народа. Жена крестьянина, желая отомстить ему за то, что он избил ее из ревности, убедила посланца короля, который искал врача для больной королевской дочери, что ее муж - удивительный врач, но почему-то скрывает свой талант и соглашается лечить только тогда, когда его хорошо бьют. Крестьянина, который отказался от лечения, избитого до смерти привезли ко двору. Хитрость и смекалка спасли его, потому что болезнь королевы заключалась в том, что она подавилась костью. Крестьянин приказал развести костер, снял с себя одежду и стал производить перед пламенем различные комические штучки. Принцесса не выдержала и рассмеялась: кость выскочила у нее изо рта. Весть о необычном враче молниеносно разлетелась по городу. К нему стали приезжать сотни больных. Остроумный крестьянин приказал развести новый костер и объявил, что для полноценного лечения в него необходимо бросить самого слабого из присутствующих. Когда тот сгорит, золой следует посыпать других. Больные переглянулись и ответили, что все чувствуют себя уже здоровыми, и пошли домой. Фаблио составляли жонглеры, которые по сравнению с трубадурами и труверами были ниже не только по своему происхождению, но и по своей роли. Характерной особенностью фаблио была небрежность изображения, что придавало рассказу своеобразное обаяние, пикантность в изображении картин быта, обычаев, типов, живость языка. ШванкиВ Германии аналогичным фаблио жанром были шванки. Особенно известной была повесть Штриккера «Поп Амис» (XIII в.), состоящая из серии шванков, в которых изображены похождения хитрого священника. В своем цикле произведений автору удалось показать тогдашние общественные порядки и обычаи. Собирая пожертвования на строительство церкви, Амис подчеркивал, что принимать деньги следует только от тех женщин, которые никогда не изменяли своим мужьям. Каждая из них хотела доказать свою верность любимому, потому попросила священника взять от нее милостыню. Чтобы доказать, что его осел умел читать, Амис пересыпал страницы Библии овсом. Животное с ревом листало страницы книги мордой. Благодаря молитве Амиса зажиточный крестьянин находил в своем колодце живых рыб, которых хитрый поп подбрасывал туда заранее, чтобы получить за это богатый подарок. Шванк, в отличие от французского фаблио, не перестал существовать в конце XIV в., не исчез даже в эпоху Реформации, долго оставаясь популярным среди горожан и крестьян. Источник (в переводе): Давыденко Г.Й., Акуленко В.Л. История зарубежной литературы Средних веков и эпохи Возрождения. - К.: Центр учебной литературы, 2007 🔍 смотри также:
Понравился материал?
Рассказать друзьям:
Просмотров: 7938
| |