Меню сайта
Статьи » Зарубежная литература » Другие авторы

Уистен Оден: биография и творчество

  • Статья
  • Еще по теме

Уистен Хью Оден (1907—1973) — получил образование в колледже Крайст-Чёрч в Оксфорде. Среди современников, разделявших его леворадикальные, близкие к марксистским позиции, ставшие реакцией на общественный хаос 1930-х, были Макнис, Дэн-Льюис и Спендер, с которым часто связывают его имя. Уистен Оден в 1929 стал преподавать в школе. Регулярно посещал Германию, останавливаясь у своего друга и будущего соавтора Ишервуда.

Первый его сборник “Стихотворения” (Poems, 1930, включал ряд произведений напечатанных частным образом в 1928) определил его репутацию самого талантливого поэтического голоса своего поколения. В 1932 вышли “Ораторы" (The Orators), в 1936 — “Гляди, незнакомец”. В 1932 Уистен Оден завязал отношения с театром “Группа” Руперта Дуна, поставившего несколько его пьес: “Пляска смерти” (1933), а также написанные с Ишервудом “Пес под шкурой” (1935), ‘“Восхождение на Ф6" (1936), “На границе" (1938). Эти произведения обнаруживают влияние раннего Брехта.

С 1935 Уистен Оден сотрудничал с GPO Film Unit и подружился с Бриттеном, который положил на музыку многие его стихотворения, а впоследствии использовал текст Одена в оперетте “Пол Беньян”. В 1935 Уистен Хью Оден женится на Эрике Манн, чтобы снабдить ее британским паспортом и помочь выбраться из нацистской Германии. Итогом посещения с Макнисом Исландии в 1936 стали их совместные “Письма из Исландии" (1937). “Путешествие на войну” (1939, в соавторстве с Ишервудом) написано по впечатлениям от поездки в Китай.

В 1937 отправляется на 2 месяца в Испанию поддержать республиканцев, результатом поездки стала поэма “Испания” (1937) В январе 1939 Уистен Оден переехал с Ишервудом в США (американское гражданство получил в 1946), где повстречал Честера Каллмана, ставшего его другом и спутником жизни. За сборником “В другое время" (1940), включавшим многие известные его стихотворения (в т. ч. “1 сентября 1939" и “Колыбельная"), последовал “Двойственный человек” (1941; в Лондоне вышел под названием “Новогоднее послание”) - поэма переходного характера, описывающая преступные “два десятка лет притворства” и завершающаяся мольбой о спасении и просветлении“одурманенного сердца”.

С этого времени поэзия Одена становится все более христианской по духу, вплоть до того, что он перерабатывает некоторые ранние свои стихи и отказывается от ряда политизированных сочинений; связано это отчасти со смертью в 1941 матери, преданной католички, которой он посвятил “До поры до времени: Рождественская оратория" (1944). Она была опубликована вместе с “Морем и зеркалом” (The Sea and the Mirror) -серией драматических монологов, навеянных шекспировской “Бурей". “Век тревоги: Барочная эклога" (1948) представляет собой длинную драматическую поэму о человеческом одиночестве, действие которой начинается ночью в нью-йоркском баре и завершается с рассветом на городских улицах.

В 1956 Уистен Оден избирается на должность профессора поэзии в Оксфорде, в 1962 становится научным работником колледжа Крайст Черч. Следующие его сборники включают “Ноны” (Nones, 1951, Нью-Йорк, 1952, Лондон), “Щит Ахилла” (The Shield of Achilles, 1955), куда входят ‘Horae Canonicae’ и “Буколики", и “Дань почтения Клио” (1960), содержащий массу "легкой" лирики. В 1938 Уистен Хью Оден издал “Оксфордскую книгу лирики” (The Oxford Book of Light Verse), за которой последовали другие антологии, сборники и пр. Его критические работы включают “Гневный ноток” (The Enchafed Flood, 1950, Нью-Йорк; 1951, Лондон), “Рука красильщика” (The Dyer’s Hand, 1962, Нью-Йорк; 1963. Лондон) и “Вторичные миры” (1968, лекции в память Т. С. Элиота).

Уистен Хью Оден - автор ряда либретто, прежде всего либретто оперы Стравинского “Похождения повесы" (1951, совместно с Кальманом). Один из последних его поэтических сборников “В доме” (1965, Ныо-Йорк; 1966, Лондон) с нежным чувством воссоздает их жизнь с Кальманом в летнем доме в Австрии. “Собрание стихотворений” вышло из печати в 1991, “Ювенилия ” — в 1994.

Влияние Одена на поэтов следующего поколения трудно переоценить. Его творчество, развивавшееся от идеологизированных, дидактичных и сатирических произведений молодых лет к поэтической сложности более поздних сочинений, являет самые разные и прекрасно уживающиеся жанрово-тематические образцы — поэзию пасторальную и урбанистическую, лирическую и “интеллектуальную", гражданственную и медитативную. Он мастерски владел поэтической формой, легко укладывая свежий, современный разговорный язык в традиционные метрические схемы.

Источник: Путеводитель по английской литературе. / Под ред. М. Дрэббл и Дж. Стрингер/Пер. с англ.: - М.: ОАО Издательство "Радуга", 2003

🔍 смотри также:
Понравился материал?
2
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Просмотров: 2236