Уильям Теккерей: обзор творчества писателя
Уильям Мейкпис Теккерей (1811 — 1863) родился в семье колониального чиновника в Калькутте. В шестилетнем возрасте, после смерти отца, был отправлен в Англию для получения образования. В 1830 г., не закончив Кембриджский университет, он уехал в Германию. Там, в Веймаре, Уильям Теккерей встретился с Гете, затем жил в Париже, знакомился с искусством, занимался живописью. Потеряв из-за банкротства банка доставшееся от отца состояние, Теккерей вынужден был зарабатывать себе на жизнь. Он становится художником-карикатуристом, выступает в Англии и США с лекциями о литературе XVIII в., редактирует журналы, пишет пародии. Литературные портреты Д. Свифта, Т. Смоллетта, Г. Филдинга, Л. Стерна и другие позже составили его книгу «Английские юмористы восемнадцатого века» (1853). В своей литературной публицистике он ратовал за реализм, осуждал фальшь и ограниченность светских романов, не выходящих за пределы чисто любовных коллизий, касался нравов культурной жизни («Заметки о разных разностях», «Картинки жизни и нравов», «О собственном достоинстве литературы»). В своих очерках, фельетонах, эссе и повестях 1838—1848 гг. он проявил себя острым сатириком, настойчивым моралистом, с симпатией относящимся к людям; в его иронии была не только горечь, но и боль за человека. Это «Записки Желтоплюша» (1838), облеченные в форму писем слуги из аристократического дома; «Дневник Кокса» (1840) — о снобизме. Эта тема продолжена и в «Книге снобов» (1847). Очерк «Кэтрин» (1840) — о том, как жизненные обстоятельства развращают расчетливую женщину и превращают ее в преднамеренную убийцу; «История Сэмюела Титмарша и знаменитого бриллианта Хоггарти» (1841) — о пагубной власти денег; «Вороново крыло» — повесть, где автор смеется над похождениями ловкого авантюриста и проходимца. В начале литературного пути Уильям Теккерей проявил интерес к историческому роману. «Записки Барри Линдона» (1844) — история авантюриста, которого жажда наживы погнала на континент, где он стал участником войн Фридриха II и очевидцем убийств, грабежей, подлогов, разбоя военных захватчиков и разнузданности феодального деспотизма. Хотя действие происходит во второй половине XVIII в., во время Семилетней войны, писатель свое внимание заострил на современных ему явлениях — на беспринципности и хищничестве в погоне за богатством. Вершиной творческого достижения Теккерея явился роман «Ярмарка тщеславия» (1848). Его замысел восходит к книге Д. Беньяна «Путь паломника» (XVII в.), которой интересовался А. С. Пушкин и даже переложил из нее один отрывок стихами — «Однажды, странствуя среди долины дикой». Теккерея, несомненно, задел рассказ паломника о том, что ему однажды предстало во сне, — об удивительной Ярмарке тщеславия — царстве купли-продажи, где на торг предлагается все — от домов, земли, золота, стран до чести, титулов, душ — по принципу обмана, надувательства, одурачивания, мошенничества. Такой казалась романисту сама современность — быт и нравы буржуазии и дворянства Англии. Сирота Бекки Шарп по выходе из пансиона сталкивается лицом к лицу с суровой правдой жизни. Она может выжить, лишь победив все сословные перегородки, чтобы добиться счастья. Энергия Бекки под стать жестокому сопротивлению привилегированных классов, одолимому лишь с помощью ее бесчестных поступков. История возвышения и падения авантюристки Бекки Шарп, которая под лицемерной маской добродетели умело использует глупость, тщеславие и жадность высших кругов общества, представляет собой панорамное изображение действительности. Роман Теккерея «Ярмарка тщеславия» снабжен подзаголовком «роман без героя». В сущности ни один из персонажей произведения не может претендовать на звание положительного героя и служить моральным примером. В эпопее Теккерея намечены связи людей с событиями эпохи — битвой при Ватерлоо, походом Наполеона в Россию, торговой экспансией Англии и др. Центральная тема во многом автобиографического романа «История Пенденниса, его удач и злоключений, его друзей и его злейшего врага» (1850) — утрата иллюзий. Она была разработана и О. Бальзаком. С юмором, граничащим с иронией, Уильям Теккерей поведал здесь историю Артура Пенденниса, отпрыска обедневшего дворянского рода. Неторопливо течет повествование о ранних годах героя, воспитанного рано овдовевшей матерью и дядей — отставным майором, об учении в школе и университете, о перипетиях жизни в столице, о первых шагах на поприще литературы. В цепи этих событий связующим звеном являются любовные ухаживания героя, его увлечение отвергнувшей его светской красавицей Бланш Эмори и, наконец, женитьба на любящей, скромной и доброй Лауре. Рядом с удачливым и подверженным слабостям Артуром автор показывает его менее удачливого друга — скромного и благородного Джорджа, одного из тех, кто «превосходно обходится без славы». К этому роману примыкает семейная хроника «Ньюкомы» (1855). В ней также сильны автобиографические мотивы, связанные с историей вступления в жизнь и возмужания молодого Клайва Ньюкома. Сложными оказываются для него проблемы взаимоотношений отцов и детей, усугубленные господством чистогана и снобизма. Белой вороной выглядит в этом мире отец Клайва, старый полковник Ньюком, чья рыцарская душа сохранила детскую наивность и чистоту. На это произведение Н. Г. Чернышевский отозвался статьей. Отмечая выдающийся талант Теккерея и его реалистическое мастерство, выделяя образ полковника Ньюкома как образ, достойный самого Шекспира, Чернышевский, однако, упрекал Теккерея в том, что он не показал силы, способные противостоять общественному злу. Исторический роман «История Генри Эсмонда» (1852) написан в форме мемуаров участника войны за испанское наследство 1701—1714 гг. и якобинского заговора 1715 г. Герой романа благополучный и мужественный полковник Генри Эсмонд, находящийся под покровительством леди Каслвуд, движимый любовью к тщеславной красавице Беатрисе, жертвует в пользу ее родных своим наследством и титулом. Неудавшаяся попытка реставрации монархии Стюартов разрушает его политические иллюзии. Убедившись в собственном бессилии, в том, что история его страны всего лишь цепь сплошных компромиссов, а все политики — проходимцы, он в разочаровании покидает родину, переселяется в американские колонии Англии. Логическим продолжением романа явились «Виргинцы» (1857), где действуют внуки Генри Эсмонда — братья-близнецы Гарри и Джордж Уорингтоны. Их семейная хроника вписана в эпоху войны за независимость 1775—1783 гг. в Америке. Автор не жалеет сатирических красок в изображении невежества североамериканских помещиков и в осуждении британской колониальной политики. В творческом наследии Теккерея немало других произведений разных жанров — незаконченный роман «Дени Дюваль», ироническая сказка «Кольцо и роза», очерки о буйных нравах придворной и столичной жизни «Четыре Георга» и др. Источник: Горбунов А.М. Панорама веков: Зарубежная художественная проза от возникновения до XX века - М.: Кн. палата, 1991 🔍 смотри также:
Понравился материал?
Рассказать друзьям:
Просмотров: 1798
| |