Творчество Мопассана: краткий обзор
Французский писатель Ги де Мопассан (1850—1893) родился в год смерти Бальзака. Много изменений произошло в литературе и жизни. Стерлась острота проблем, приковывавших полвека назад внимание Бальзака, иные конфликты стали привлекать писателей, однако не прервалась связь с традицией реалистической культуры, с ее стремлением дать объяснение социальным перипетиям и вниманием к психологии «человека общественного»... Наследником традиций Бальзака, Стендаля, Золя и Флобера без сомнения стал Мопассан. Знакомство с Флобером во многом определило своеобразие творчества Ги де Мопассана. Серьезно и взыскательно относился автор «Госпожи Бовари» к литературным опытам своего одаренного подопечного. Творческая манера Мопассана несет отпечаток флоберовской требовательности: «Никогда не забывайте, молодой человек, что талант... только длительное терпение. Работайте». Флобер познакомил Мопассана с братьями Гонкурами, Золя, Тургеневым, Доде, которые оказали влияние на молодого литератора, сделали его вдумчивым наблюдателем до этого запретных сфер жизни. Эстетический климат эпохи оставил свой след на многих произведениях Мопассана. Реализм научил писателя обобщать и типизировать. Увлечение импрессионизмом помогло выработать способность воссоздавать нюансы человеческой души. Пессимистическая тональность, мысли о физическом и нравственном уродстве человека в творчество Мопассана были привнесены увлечением писателя сочинениями немецкого философа А. Шопенгауэра, который, по словам писателя, был «величайшим разрушителем человеческих грез». Настоящий писательская биография Мопассана началась с «Пышки», названной Флобером «шедевром композиции, комизма и наблюдательности». Конфликт новеллы выявляет ничтожную суть «порядочных и влиятельных, верных религии, с твердыми устоями» буржуа. Истинной патриоткой оказывается простодушная девушка. В новеллистике Мопассана всегда неразрывно связаны ирония и драма, трагедия и фарс, оказывающиеся эффективными способами раскрытия столь противоречивой в своих проявлениях жизни. В рассуждениях автора о несовершенстве природы человека, о вечном одиночестве человека, нелепости и беспомощности его усилий («Одиночество», «На воде») кроется не только увлечение пессимистическими взглядами или натуралистический интерес к страшным и запретным темам, но и требовательность художника-реалиста. В теоретическом предисловии к роману «Пьер и Жан» он уточняет свое понимание реалистического искусства. Он критически отзывается о различных идеалистических литературных школах, стремящихся дать предвзятое, «искаженное, сверхчеловеческое, поэтическое, трогательное» представление о действительности. В противовес этим школам писатель отстаивает мысль о необходимости правдиво изображать реальность. В романах Мопассана «Жизнь» и «Милый друг» раскрывается драматический характер обыденной жизни. Автор дает четкое изображение социальной среды, которая определяет характер героинь и героев — самоотверженной Жанны, всю себя отдающей любви («Жизнь»), или социального авантюриста Дюруа, с помощью лицемерия и беспринципности добившегося высокого общественного положения («Милый друг»). В этом романе со всей силой развернулся сатирический талант Мопассана, который изобразил восхождение по социальной лестнице заурядного человека. Проза Мопассана характеризуется искусством колоритной портретной характеристики, вниманием к деталям, четкой композицией произведений, что делает их самобытным явлением европейской литературы. В одной из бесед Л. Н. Толстой высказал мысль, проливающую свет на его отношение к французской литературе: «...Стендаля читайте, Флобера, Мопассана. Они умеют писать, у них удивительно развито чувство формы и умение концентрировать содержание». Мопассан неизменно присутствует в перечне имен великих писателей, у кого, по признанию Горького, следует учиться художественному мастерству. Источник: В мире литературы. 10 кл. / А.Г. Кутузов, А.К. Киселев и др. М.: Дрофа, 2006 🔍 смотри также:
Понравился материал?
Рассказать друзьям:
Просмотров: 6448
| |