Меню сайта
Статьи » Зарубежная литература » Другие авторы

Творчество Лопе де Вега: общий обзор

  • Статья
  • Еще по теме

Лопе Де Вега был человеком поразительно разносторонним. Его наследие богато и многообразно. Он писал стихи в духе испанской народной поэзии, в частности, в духе народного романса. Лопе мастерски воспроизводил стиль народной поэзии и создавал свои оригинальные вариации на народные темы. Но поэт отталкивался не только от народного творчества. Лопе прекрасно знал и учитывал достижения передовой литературы в Испании и за ее пределами. Он культивировал такие жанры литературы Возрождения, как сонет, эклога. Лопе де Вега сам указывал, что идет путем Гарсиласо.

Был он автором и нескольких больших поэм. В 1598 году он пишет поэму «Драгонтея», в которой изображает похождения заклятого врага Испании английского адмирала-пирата Френсиса Дрейка. В своей патриотической поэме Лопе де Вега развенчивает Дрейка и его разбойничьи подвиги.

Богатство поэтических сил словно побуждало Лопе вступать в творческое состязание с величайшими поэтами. В поэме «Красота Анжелики» он состязается с великим итальянским поэтом Ариосто. Лопе де Вега взял один эпизод из его поэмы — историю любви Анжелики и мавританского рыцаря Медоро и развил его в поэму.

Есть у Лопе поэма «Завоеванный Иерусалим» (издана в 1609 году). На этот раз он состязается с Торквато Тассо, автором «Освобожденного Иерусалима». Желая показать участие испанцев в борьбе за освобождение гроба господня, автор делает героем своего произведения кастильского короля Альфонса VIII и его рыцарей и приписывает им победу над неверными. Следуя поэтикам своего времени, Лоле де Вега относил поэму к тем литературным жанрам, которые надо писать в строгом классическом стиле, опираясь на книжные образцы. В его поэмах есть отдельные прекрасные места, они написаны звучными стихами, но как целое каждая из них малоудачна. Очевидно, сам Лопе де Вега разочаровался в возможностях такой книжно-классической эпопеи. В шуточной поэме «Война котов» (1634), в которой изображаются любовные похождения котов и война котов-соперников из-за красавицы-кошки, дана пародия на классическую поэму и высмеяны ее искусственные приемы.

Особняком от других произведений стоит утопическая поэма Лопе «Золотой век» (1635), в которой поэт выразил мечту о справедливом общественном устройстве.

Самым значительным прозаическим произведением Лопе де Вега является «Доротея» (издана в 1632), которую он сам называет «действием в прозе». Это драма-роман в диалогах, написанная в подражание «Селестине» Рохаса. В произведении рассказывается история любви и разрыва Лопе с его возлюбленной Еленой Осорио. «Доротея» была написана в молодости (очевидно, в 1594 году), но перед опубликованием Лопе подверг ее существенной переработке. Себя он вывел в образе поэта дона Фернандо, Елену Осорио — в образе Доротеи, своего счастливого соперника — в образе дона Бэла. Как отмечает известный испанский писатель и эссеист Асорин, «Доротея» не только носит автобиографический характер, но представляет собой лирическую исповедь романтически настроенного юноши.

Муж Доротеи пропал без вести. К ее матери является ловкая и хитрая сводня Херарда, которая уговаривает Доротею бросить бедного поклонника Фернандо. Мать и сводня проклинают Фернандо за его бедность и его стихи и требуют от Доротеи, чтобы она приняла ухаживания богатого поклонника, дворянина из Индии дона Бэла. Но влюбленных по-прежнему влечет друг к другу. Они расстаются, снова возвращаются друг к другу, но потом расстаются навсегда. Отношения Фернандо и Доротеи обрисованы с большой психологической глубиной и тонкостью. Лопе раскрывает их через точные психологические детали.

Вслед за «Селестиной» Лопе де Вега показывает в своем «действии в прозе» разрушительную роль денег в испанском обществе. Однако в «Селестине» движимая корыстью сводня соединяет влюбленных, а в «Доротее» она разрушила их любовь. Взяв у Фернандо де Рохаса форму его произведения и даже некоторые типы, Лопе де Вега углубил реалистические моменты. Рохас близок еще к средневековым представлениям о любви, выраженным в рыцарской поэзии. В своей трагикомедии он противопоставляет возвышенную, идеальную любовь любви земной и реальной. Лопе преодолевает этот разрыв, рисуя сложность и противоречивость любовного чувства, в котором идеальное и земное сливаются воедино.

Как известно, Лопе де Вега написал очень много пьес. Его друг Монтальбан утверждал, что ему принадлежит 1800 комедий и 400 ауто. До нас дошло 426 комедий и 42 ауто (напомним для сравнения, что Шекспир написал 37 пьес, а Островский около 50). Лопе мог за двое-трое суток написать комедию. Эта быстрота удивительна еще и потому, что большая часть пьесы писалась рифмованными стихами. Правда, каждая из его пьес относится к определенному циклу, характерные черты которого были уже известны, и новая пьеса являлась лишь вариантом пьесы определенного типа.

Лопе де Вега — автор многочисленных пьес на исторические темы. У него есть пьесы не только из истории Испании, но и из римской, итальянской, чешской, русской истории. На подмостках театра Лопе в качестве действующих лиц появлялись люди многих национальностей.

Римской истории посвящена пьеса «Жестокий Нерон» (издана в 1625). Создавая ее, автор, помимо письменных источников, опирался на испанские народные романсы, в которых Нерон изображен как преступник и злодей. Отношение к Нерону Лопе де Вега совпадает с отношением к нему народного романса.

Сознательного историзма, понимания того, что условия римской жизни, а следовательно, и нравы и характеры Рима отличаются от испанских характеров и нравов той эпохи, не существовало. Лопе де Вега изображал Рим в известном смысле по аналогии со своей эпохой, но благодаря своему художественному чутью улавливал многие подлинные черты римской жизни. В целом пьеса Лопе де Вега, рисующая кровавый разгул Нерона, была правдивым изображением ужасов деспотизма, в том числе деспотизма испанского.

Для русского читателя представляет особый интерес пьеса Лопе де Вега из русской истории — «Великий князь Московский и гонимый император» (издана в 1617) — первая драматическая обработка истории Лжедмитрия.

Материал для своей пьесы Лопе де Вега почерпнул из брошюры иезуита Антонио Поссевино. События русской истории освещаются им с официальной католической точки зрения. Поскольку Дмитрий опирался на польские католические круги, он рассматривается в пьесе как законный монарх и борец против тирана и захватчика престола Бориса Годунова.

В драме «Последний готский король Испании» (издана в 1617), основанной на романсах, рассказана известная легенда о готском короле Родриго и гибели Испании.

Одна из лучших трагедий Лопе де Вега «Звезда Севильи» (1623) принадлежит к числу так называемых «пьес о королях и правителях-тиранах». Признавая исторически прогрессивную роль королевской власти, Лопе де Вега изображает трагическую коллизию, возникающую, когда король деспотически попирает права своих подданных.

К числу пьес о современности относится комедия «Умный у себя дома» (1606—1613). Пьеса построена на противопоставлении деревенского патриархального уклада городской цивилизованной жизни. В качестве носителей этого патриархального уклада Лопе де Вега выводит крестьян, представителями цивилизации являются дворяне.

Важный раздел творчества Лопе де Вега составляют комедии. Условно их можно разделить на три группы — «придворные комедии», «комедии плаща и шпаги» и, наконец, «комедии дурных нравов», изображающие жизнь пикаро. Последние тесно соприкасаются с плутовским романом.

Комедии Лопе де Вега — светские комедии. Своей веселостью, оптимизмом и уверенностью в победе они составляют живой контраст мрачной и застойной испанской действительности. Энергия молодого поколения в них опрокидывает общепринятые положения, переворачивает все наоборот. Это принцип проявляется в том, что существа слабые и бесправные оказываются сильнее господ и повелителей. Комедии Лопе де Вега имеют нечто общее с веселым карнавалом, во время которого общепринятые отношения как бы переворачиваются вверх дном (дворянка переодевается служанкой или крестьянкой, девушка надевает мужской костюм, слуга — женский и т. д.).

Искусство Лопе де Вега — жизнеутверждающее искусство. В счастливых развязках его комедий отразилась вера в конечное торжество справедливости, оптимистическая вера в победу человеческой свободы и счастья.

 

Источник: Штейн А.Л. История испанской литературы. - М.: Едиториал УРСС, 2001

Понравился материал?
3
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Просмотров: 5116