Творчество Бомарше Пьера Огюстена Карона
Пьер Огюстен Карон де Бомарше (1732—1799) родился в семье часовщика и хорошо освоил потомственное ремесло, стал модным мастером-изобретателем, купил придворную должность и сменил имя Карон на де Бомарше. Искусной игрой на арфе он увеселял короля Людовика XV и учил музыке его дочерей. Наследный принц признавал, что Бомарше единственный человек в государстве, который осмеливается говорить в глаза правду. Ссора с влиятельным вельможей обернулась для него тюремным заключением, а нерешенные расчеты со скончавшимся миллионером Пари Дювернэ поставили под угрозу разорения, так как суд склонялся не в пользу писателя. Тогда плебей Бомарше вступает в единоборство со всем юридическим корпусом Парижа и — одерживает, благодаря таланту и несгибаемой воле, вопреки клевете и брани, убедительную победу. Его биография изобилует опасными приключениями — рыцарскими схватками, таинственными визитами, нападениями разбойников, арестами, грандиозными коммерческими сделками, ловкими выходами из лабиринтов всевозможных интриг и подстроенных ситуаций. Весь мир покорен его гениальными комедиями «Женитьба Фигаро», «Севильский цирюльник». Он поддерживает театральную реформу Дидро, музыкальные новации Глюка, снаряжает корабль, чтобы содействовать американским повстанцам, успевает закупить оружие в дни революции до интервенции монархических коалиций, издает запрещенные сочинения Вольтера. И во всей этой кипучей деятельности — насмешливый дух предприимчивости, изобретательности, смелости, критического отрицания старых порядков, лукавство и дерзость Фигаро — его изворотливого героя, полного откровенного презрения к феодальной знати. «Когда моя голова полна дел — к черту занятия литературой, но если дела кончены, рука тянется к перу и бумаге, и я охотно болтаю чепуху», — говорил писатель. «Мемуары» (1774) — талантливая проза Бомарше, направленная против темных сил феодализма. Сразу же после опубликования книга захватила всю Европу. Разоблачения писателя прежде всего коснулись судей, чьи должности продавались, покупались и передавались по наследству. И хотя речь здесь шла о судье Гезмане и его супруге, язвительный Вольтер из «фернейского отшельничества» увидел за этим сотрясение твердыни абсолютистского режима под ударами смельчака из народа. Среди читателей «Мемуаров» были Людовик XV и его фаворитка госпожа Дюбарри. По этому поводу современники писателя острили, что он своими изысканными обвинениями во всеобщей коррупции смог все сказать и при этом не угодить в Бастилию, «надавать пощечин королю, стоя на коленях». Одна крылатая фраза госпожи Гезман облетела весь мир: «Мы умеем ощипать курицу так, что она у нас и не пикнет». Бунтарская мысль Бомарше, вдохновленная просветительством, облекалась в безупречную форму благонадежности, укрывалась в галерее сатирических портретов вершителей правосудия, столь колоритных и ярких, что Вольтер советовал автору их приспособить для театральных подмостков. Оригинальным было и то, что юридическая апелляция на манер античных апологий — хвалы и поношений — хулы обретала высокую художественность. Перечень фактов в блистательной подаче писателя достигал впечатляющей силы благодаря безупречности повествования, взволнованности, лиричности, иронии, превращавших судилище в подлинный театральный спектакль. Авантюрный характер Бомарше изображен Л. Фейхтвангером в историческом романе «Лисы в винограднике». Источник: Горбунов А.М. Панорама веков: Зарубежная художественная проза от возникновения до XX века - М.: Кн. палата, 1991 🔍 смотри также:
Понравился материал?
Рассказать друзьям:
Просмотров: 1891
| |