Меню сайта
Статьи » Зарубежная литература » Другие авторы

Томас Пикок: обзор творчества писателя

  • Статья
  • Еще по теме

Томас Лав Пикок (1785—1866) родился в семье торговца стеклом, служил клерком в конторе. В свободное время занимался самообразованием, часто посещал читальный зал Британского музея. Его знакомство с П. Б. Шелли упрочивается любовью к поэзии и итальянскому языку. Более тридцати лет он отдал службе в Ост-Индской компании.

Роман «Аббатство кошмаров» (1818) он написал под впечатлением от пестрого общества, собиравшегося в доме Шелли, где частым гостем был и писатель У. Годвин. Ироническое отношение ко всему, что представало перед глазами Пикока и вызывало на острую полемику, было, однако, пронизано искренним восхищением игрой ума и любовью к полнокровному бытию. Томас Пикок смеялся над идеалистами, творцами схоластических систем и одновременно ценил дерзость идей, увлекался ими настолько, что интеллектуальные беседы стали основным сюжетным элементом в его повествовании и вытеснили психологические обоснования поступков персонажей. Автор придал роману готический колорит, внеся таинственность в описание поместья, где развертываются события, в том числе и романтическая любовь главного героя Скютропа. Интрига построена на заблуждении Скютропа: в своих сердечных увлечениях он не сразу осознает, что женское непостоянство нельзя преодолеть, погнавшись за двумя зайцами. Автор неистощим в изображении юмористических ситуаций, в которых оказываются его герои. При том они обнаруживают сходство с реальным окружением писателя: в Скютропе угадывается Шелли, в Гибеле — Д. Байрон, в Флоски развенчивается романтическая поэтика Колриджа, в семейной истории отца Скютропа, разуверившегося в женщинах, пародируется литературная манера Годвина. Разумеется, сатирик не выступал против своих друзей, он высмеивал лишь чрезмерную экзальтацию приверженцев романтизма, их меланхолическую отрешенность от действительности.

Преодолением духовного уныния и душевной подавленности стала повесть Томаса Пикока «Усадьба Грилла» (1861) —виртуозное сплетение цитат в духе Монтеня, вставных новелл, философских диспутов, нацеленных на утверждение руссоистских идей: естественность и здравый смысл выдвигались Пикоком как норма гармоничного человека. На таком пестром фоне прорисовывается притча о том, как можно достичь счастья, нравственно прозреть, преодолеть разного рода наваждения и обманные сны. Герои произведения пускаются в беседы, в мир парадоксов, как в долгое странствие, чтобы причалить к знанию, к истине. И если мистер Принс, погруженный в легенды, путешествует между старинной башней, где живет сам, и имением, где живет помещик Грилл с очаровательной племянницей, то автор видит еще и движение времени, от молодости к глубокой старости. В результате такого странствия приобретается жизненный опыт, гласящий устами древнегреческого поэта: «Четыре вещи есть в мире, нужные человеку: первое — здоровье; второе — красота; третье — богатство, не нажитое неправедно; четвертое — жить среди друзей». Поэтому так велика в творчестве Пикока дань памяти двух друзей, великих поэтов XIX в.

Как отклик на публикацию мемуаров Байрона возник своеобразный комментарий Пикока «Письма и дневники лорда Байрона» (1830). Это взволнованный разговор о властителе дум нескольких поколений передовой Европы — Джордже Гордоне Байроне (1788— 1824), создателе «Паломничества Чайльд-Гарольда», «Дон Жуана» и других шедевров мировой поэзии. Личные связи Пикока с Байроном позволяют глубже вникнуть в эпистолярное наследство поэта, где во всей широте, богатстве, сложности и противоречивости раскрывается личность этого члена палаты лордов и защитника рабочих-луддитов, обличителя тяжелого положения Ирландии, страстного путешественника и соратника карбонариев — борцов за объединение и независимость Италии, героя повстанческого национально-освободительного движения греческих патриотов против турецкого ига.

После трагической гибели Шелли Томас Пикок вместе с Байроном назначаются его душеприказчиками. В 1860 г. Пикок публикует «Воспоминания о Перси Биши Шелли». Наблюдения Пикока многое добавляют к пониманию литературного наследия Шелли (1792—1822), творца лирической драмы «Прометей освобожденный», бунтарской поэмы «Королева Маб», а также публицистической и философской прозы, включающей этюды «О жизни», «О любви» и другие, наброски повестей «Ассасины», «Колизей», предисловия к собственным произведениям, критические заметки, антирелигиозный памфлет «О Дьяволе и дьяволах» и вдохновенный трактат «Защита поэзии».

Источник: Горбунов А.М. Панорама веков: Зарубежная художественная проза от возникновения до XX века - М.: Кн. палата, 1991

🔍 смотри также:
Понравился материал?
0
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Просмотров: 737