Теофиль Готье: обзор творчества писателя
Теофиль Готье (1811—1872), сын наполеоновского офицера, участник «Сенакля» и других литературно-художественных кружков периода Реставрации. В историю литературы он вступил как романтик, приверженец В. Гюго. Его поэзии, как, впрочем, и прозе, были присущи черты байронического демонизма и живописной картинности. Не случайно в начале творческого пути он стоял перед выбором — стать либо художником, либо писателем. Теофиль Готье впервые дал развернутое определение так называемой теории искусства для искусства, обращенной против догматического морализаторства в литературе, однако обернувшейся бесстрастностью, незаинтересованностью повествования, что привело писателя к расхождению с Гюго, чью первую постановку пьесы «Эрнани» он, будучи юношей, встретил с неописуемым восторгом. Писатель много путешествовал по странам Южной Европы, Ближнего Востока, посетил Россию, впечатлениям от которой он посвятил две книги. «Капитан Фракасс» ГотьеНаиболее знаменитый приключенческий роман Теофиля Готье «Капитан Фракасс» (1863), созданный на закате творческих сил, прозвучал данью юношеской романтической мечтательности, поре, когда дерзостные порывы выражают предельно напряженные эмоции, возвышенное благородство чувств, неистребимую жажду счастья, успеха и справедливости. На страницах романа оживает история Франции XVII в. Любовные приключения его главных персонажей — смелого барона де Сигоньяка и талантливой актрисы-красавицы Изабеллы — вплетены в описание странствий театральной труппы, развлекающей жителей провинциальных местечек и владетелей замков спектаклями комедии масок. Такую жизнь бродячего актера тридцать лет вел со своей труппой молодой Мольер. Из Гаскони к Парижу по дорогам, пролегающим через разбойничьи засады, колесит с труппой бродячих актеров барон де Сигоньяк, приняв имя капитана Фракасса. Любовь и соперничество, дуэли и преследования, подозрительные харчевни и великолепные замки, высокие чувства и подлое коварство, гордые дворяне и наемные убийцы, братство в искусстве и в защите человеческого достоинства, внезапные исчезновения и счастливое спасение, желанная свадьба и обнаруженный старинный клад, венчающие конец злоключений, — весь этот арсенал средств романтического изображения в сочетании с искусным мастерством использован автором, чтобы передать вольный дух, красоту самоотверженности, беспредельность доброты и восхищение отвагой. Всему этому сопутствуют живописные детали. Они создают то атмосферу таинственности, то настроение грусти, то силу больших чувств, вдохновляющих человека на благородные поступки, и тем самым подчеркивают самоценность качеств, позже утраченных в деятельности и прозаизме суетной жизни. Другие произведения ГотьеВ литературном наследии Теофиля Готье помимо поэзии и романов имеются повести и рассказы («Даниэль Жовар», «Эта и та», «Золотое руно», «Соловьиное гнездышко», «Ночь, дарованная Клеопатрой», «Мелитона» и др.), а также мемуары «История романтизма». Теофиль Готье был неутомимым и любознательным путешественником, побывал во многих странах Европы, в Северной Африке, Турции. Дважды он посетил Россию — зимой 1858—1859 гг. и летом 1861 г. России он посвятил путевые очерки, изданные в 1867 г. Поэтичные и красочные описания Петербурга, Москвы, Ярославля, Нижнего Новгорода, сопровожденные портретами, гравюрами и картинами, воспроизводящими облик городов, их архитектуру, быт, — содержание книги Готье «Путешествие в Россию». Источник: Горбунов А.М. Панорама веков: Зарубежная художественная проза от возникновения до XX века - М.: Кн. палата, 1991 🔍 смотри также:
Понравился материал?
Рассказать друзьям:
Просмотров: 777
| |