Меню сайта
Статьи » Зарубежная литература » Другие авторы

Теофиль де Вио: обзор творчества

  • Статья
  • Еще по теме

В 10-х годах 17 века на литературной арене появляется Теофиль де Вио (годы жизни - 1590—1626) — драматург, прозаик, поэт-вольнодумец, произведения которого проникнуты духом натурфилософии с присущей ей концепцией человека как существа телесного, подчиненного законам природы. В творчестве Теофиля природа благостна, гармонична, дружественна к человеку. Особенно поражает ее образ в поздней лирике, в пору, когда на поэта обрушилось духовенство. Накануне ареста и в тюрьме он обращает свой взор к родной Гаскони как к островку надежды, который он противопоставляет трагизму своей личной судьбы, который помогает ему верить в спасение от смертельной угрозы и рисовать перспективы радостного, вдохновенного труда.

Творчество Теофиля де Вио — важный шаг в формировании реализма не только потому, что в нем показана зависимость судьбы человека от социальных обстоятельств, но и благодаря значительности лирического героя. Присущие ему широта мысли и сила духа позволяют говорить о преемственности поэзии Теофиля с литературой Возрождения. Но в ней есть принципиально новое качество. Поэт чувствует себя одиноким в огромном враждебном мире и далеким от осознания того, что его сатира и нравственный идеал в конечном счете имеют народные корни, хотя уже на начальном этапе творчества он с уважением говорил о людях, отдающих все силы ума и души, дабы рассеять заблуждения народа. В своих поздних рассуждениях по вопросам эстетики он уделял внимание доступности поэзии, отвергая жеманство петраркистов. Ратуя за ясность языка, он подвергал критике даже Ронсара, его намерение перенести на французскую почву мотивы и формы античной литературы и ввести в поэтический обиход чуждые французской речи слова и термины.

Своеобразной декларацией эстетического кредо Теофиля последних лет стал «Фрагмент комической истории» (1623) — единственный образец его прозы («грубой, словно бы сделанной из моего естества, без тени подражания»), где дано описание одного дня из жизни повествователя и изображены события самые заурядные: пробуждение, встречи и беседы с приятелями, потасовка в кабачке, прогулка по городу, едва, впрочем, не окончившаяся трагически, так как друзья не оказали должного почтения церковной процессии и были бы растерзаны фанатичной толпой, не спаси их некий магистрат. Воспроизводя факты повседневности, писатель расширяет рамки повествования, заставляя своих персонажей касаться разных жизненных проблем. Особое внимание уделено шарлатанству и религиозному фанатизму, которым противопоставлены здравый смысл и близкий к раблезианскому жизненный идеал.

Источник: Андреев Л.Г. и др. История французской литературы: Учеб. для филол. спец. вузов. - М.: Высш. шк., 1987

🔍 смотри также:
Понравился материал?
1
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Просмотров: 2132