"Сравнительные жизнеописания" Плутарха: описание сборника сочинений
«Сравнительные жизнеописания» — сборник биографических сочинений Плутарха. Сохранились 48 биографий, разделенных на 22 пары и четверку тесно примыкающих друг к другу жизнеописаний Агиса, Клеомена и братьев Гракхов; кроме того, сохранились биографии Гальбы и Отона, входившие не в данный сборник, а в цикл биографий римских императоров; многие не дошли до нас, в т.ч. жизнеописания выдающихся полководцев Сципионов, Эпаминонда и др. Сборник «Сравнительные жизнеописания» Плутарха создан в конце I — начале II в. н.э. Биография — сравнительно поздний жанр в греческой литературе, поскольку высокая классика проявляла мало интереса к индивидуальному (он возник только на заре эллинистической эпохи). Больший интерес жанр вызвал у римлян, чья приверженность индивидуализму была сильнее; свидетельством тому служат биографии Корнелия Непота. В греческой литературе одним из важнейших источников жанра служил энкомий, похвальная речь (родоначальник — Исократ), в римской — традиционные надгробные речи. Биографии Плутарха относятся к так называемому перипатетическому типу: представляют собой крупные и серьезные исследования, не ограничивающиеся реферированием какого-нибудь одного источника и предполагающие знакомство с памятниками, местами событий и т.д.; однако интерес автора концентрируется преимущественно на крупных политиках (в качестве которых выступают и ораторы Демосфен и Цицерон, чье творчество Плутарх отказывается разбирать). Для авторской манеры писателя, ориентирующегося в языковом отношении на сложную аттическую норму, характерны многочисленные экскурсы исторического, археологического, философского, даже естественнонаучного характера, иногда уводящие весьма далеко от темы, но отражающие широту интересов Плутарха. Каждая пара жизнеописаний заканчивается сравнением, в котором автор сопоставляет достоинства и недостатки исторических деятелей. Исключительно внимание автора «Сравнительных жизнеописаний» к моральному облику своих героев: не отличаясь ханжеским ригоризмом и проницательно вглядываясь в человеческие страсти, Плутарх отнюдь не склонен выпускать из виду высших ценностей, причем они носят не только индивидуальный, но и социальный характер: будучи лояльнейшим гражданином римского государства — причем именно в существовавшем тогда виде империи — он предпочитает все же греческую классику и римскую республику, обнаруживая большую симпатию к Бруту и Кассию, нежели к Цезарю (не следует однако преувеличивать оппозиционность такого взгляда: Нерон, например, начинал отсчет своих предков с Августа, а отнюдь не с Цезаря). Эта моральная философия ориентирована по большей части на стоическую традицию ответственного общественного служения. Герои, жертвующие собой ради отечества, наиболее симпатичны автору; предатели (Кориолан и Алкивиад) находят некоторое понимание, но не сочувствие; а такой известный полководец, как Павсаний, выигравший Платейскую битву и перешедший потом на сторону персов, вообще не стал героем Плутарха, как и Филипп Македонский, подавивший греческую свободу. «Сравнительные жизнеописания» Плутарха оказали значительное влияние на жанр литературной биографии нового времени; особенно содействовал распространению славы греческого автора классический французский перевод Амио, сделавший этот сборник доступным для европейского читателя. Можно констатировать, что и сейчас «Сравнительные жизнеописания» остаются одним из наиболее читаемых памятников древней литературы. Источник: Энциклопедия литературных произведений / Под ред. С.В. Стахорского. - М.: ВАГРИУС, 1998 🔍 смотри также:
Понравился материал?
Рассказать друзьям:
Просмотров: 2486
| |