Меню сайта
Статьи » Зарубежная литература » Другие авторы

Сказки Андерсена: общая характеристика из энциклопедии

  • Статья
  • Еще по теме

Ганс Кристиан Андерсен пришел к жанру сказки не сразу, ко времени выхода в свет первого сборника сказок он уже был достаточно известным писателем, попробовавшим себя как романист, как драматург и эссеист. Не был он и первооткрывателем в жанре датской сказки. Однако именно ему удалось, сохраняя лучшее из традиций романтизма, придать своим героям реальность живых персонажей. Критикуя в иносказательной форме пороки современного ему общества, Г.К. Андерсен создал в своих 170 сказках целый мир, в котором торжествуют идеалы добра и справедливости, любви и верности, человеческого достоинства.

Первоначально Андерсен избирал для своих сказок истории, услышанные им в детстве, народные предания и легенды. Но уже в самых первых сказках слышится особый андерсеновский стиль, о котором он и сам пишет в предисловии. Он записывал свои сказки так, как если бы рассказывал их вслух детях «Я рассказывал их по-своему, допуская изменения, которые считал уместными, давая фантазии освежить краски, поблекшие в старых картинах».

Официальная литературная критика скорее не приняла первые сказки Андерсена. Она упрекала автора в том, что он формирует своими произведениями у детей неправильное представление о порядочности («Огниво»), о представителях высшего общества («Принцесса на горошине», «Новое платье короля»).

Начав работу над сказками, Андерсен постепенно сокращает в них элементы фантастического, все больше привнося в них реально узнаваемых современниками черт окружающей действительности. В сказках читатель находит знакомые ему жизненные реалии: сады и парки, церкви и театры. Персонажами сказок становятся знакомые всем образы сапожников и портных, трактирщиков и аптекарей, студентов и подмастерьев. В сказках оживают и разговаривают человеческим языком цветы и растения, птицы и насекомые, игрушки и предметы быта, и даже целые луга и реки, они могут плакать и смеяться, влюбляться и страдать как настоящие люди.

По выражению самого Андерсена, в своих произведениях он пытался обрести то, чего ему не хватало или чего он не мог найти в реальной жизни: стойкости и силы духа — «Оловянный солдатик», доброты и высокой нравственности — «Дюймовочка», «Ромашка», «Гадкий утенок», преданности — «Дикие лебеди», «Русалочка». Со всей возможной в сказке страстью он обрушивал критику на пороки общества и отдельного человека. Вершинами сатирического начала безусловно считаются «Новое платье короля», чрезвычайно высоко оцененное Л.Н. Толстым и к которому он обращался практически до конца жизни, «Свинопас», «Калоши счастья» (эту сказку очень любил А.А. Блок), «Злой князь», «Сундук-самолет», «Счастливое семейство», «Пятеро из одного стручка».

Тема сострадания к униженным и оскорбленным проходит красной нитью через все творчество великого сказочника. Так из реального события в жизни Андерсена родилась сказка «Старый дом», жизнь подсказала ему сюжет «Девочки со спичками» и сказки «Воротничок», в значительной степени автобиографичной можно считать сказку «Гадкий утенок».

В бесхитростных на первый взгляд сказках Андерсен возвышается до серьезнейших философских обобщений, размышляя над ролью художника в обществе, о месте положительного героя. Особенно ярко эти темы звучат в «Соловье», «Тени», «Истории года», «Мотыльке».

Творчество Андерсена стало вершиной мировой литературы в жанре литературной сказки. Всеобщее признание и восхищение гением сказочника лучше всего выразилось в том, что с 1956 г. существует международная премия его имени, присуждаемая раз в два года за лучшие книги для детей. Его «Русалочка» стала символом Дании (у входа в копенгагенский порт стоит омываемый волнами памятник героине сказки).

Сказки Андерсена бессчетное количество раз экранизировались и продолжают экранизироваться в игровом и мультипликационном кино многих стран. На сюжеты его сказок написаны балеты и оперы для детей. Только в России были инсценированы и с большим успехом шли на сцене «Морская царевна», «Принцесса и свинопас», «Огниво, солдат и ведьма», «Дикие лебеди», «Соловей», «Снежная королева», «Дюймовочка», «Новое платье короля» и многие другие. Знаменитый русский театральный сказочник Е.Л. Шварц не раз черпал сюжеты для своих пьес в сказках великого датчанина: «Снежная королева», «Тень» и др. Многие выдающиеся актеры выступали с концертными программами, составленными из произведений Г.К. Андерсена. Сказки Андерсена входят в репертуар большинства кукольных театров. Творчество великого сказочника будило фантазию и многих художников; в начале XX века иллюстрации к его сказкам сделали художники «Мира искусства».

Источник: Энциклопедия литературных произведений / Под ред. С.В. Стахорского. - М.: ВАГРИУС, 1998

Ханс Кристиан Андерсен (1805—1875) — датский писатель, родился в семье сапожника. Нищее детство и юность, трудные годы учения не сломили жизнерадостной натуры писателя, чье творчество явило чудесный сплав романтической фантазии с реальной обыденной жизнью.

Жанр сказки Андерсен считал не только областью поэтического вымысла, но наделял ее способностью вторгаться в сферы политики и научно-технических открытий. При этом фантастика Андерсена вступала на защиту достоинства человека своим сатирическим заострением, жизнерадостным оптимизмом, духом демократизма. Сказка Андерсена таит в себе жизненную философию. Она доступна не только детскому сознанию, но способна привлекать читателя и в зрелые годы. Например, сказка «Соловей», в которой китайский император живой природе предпочитает поющую игрушку, усыпанную бриллиантами, завершается тем, что смерть отогнать от постели умирающего императора удается только естественному певцу лесов, а не его механическому подобию, жалкому и ничтожному в своем изысканном убранстве. «Калоши счастья» выносят мудрствующего персонажа из малоприятного прошлого, где он побывал после своих нападок на современность. «Свинья-копилка», возвышающаяся на шкафу над другими игрушками и возомнившая оттого себя самой важной персоной, в игре превращает всех в отвратительные и завистливые существа. Горячее сердце Герды, девочки из «Снежной королевы», растапливает холод равнодушия и эгоизма. «Новое платье короля» оборачивается злой сатирой на ложные авторитеты, лесть, угодничество, подхалимство, которые рассыпаются от правды, наивно произнесенной мальчиком: «король-то голый» — реплике, ставшей крылатым выражением. Нравственный мир сказок Андерсена всеобъемлющ и многогранен, как сама жизнь человека, и бессмертен, как подлинное искусство. Истоки его уходят в ниву фольклорной традиции, а талант писателя позволил избежать назидательной прямолинейности образа, сюжета, темы и создающей ситуацию активного читательского домысливания рассказанной истории. Такой театр мыслей и чувства для многих поколений создают сказки: "Огниво", Принцесса на горошине", "Дюймовочка", "Русалочка", "Дикие лебеди", "Свинопас", "Гадкий утенок" и многие другие.

Источник: Горбунов А.М. Панорама веков: Зарубежная художественная проза от возникновения до XX века - М.: Кн. палата, 1991

🔍 смотри также:
Понравился материал?
15
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Просмотров: 9558