Меню сайта
Статьи » Зарубежная литература » Другие авторы

"Синяя птица" (Метерлинк): описание пьесы из энциклопедии

  • Статья
  • Еще по теме

«Синяя птица» — пьеса-феерия Мориса Метерлинка, бельгийского драматурга и философа. Премьера «Синей птицы» состоялась в России — 30 сентября 1908 г. на сцене Московского Художественного театра. Ни на родине писателя, в Бельгии, ни во Франции, где пришла к нему мировая слава одного из создателей символистского театра, не было у Метерлинка такого количества верных почитателей, как в России.

К концу XIX в. Метерлинк был уже хорошо известным писателем, автором философских и эстетических трактатов, драматургом, чьи пьесы с наибольшей полнотой выразили устремления символистского театра, противопоставившего себя натурализму и реализму. В своих теоретических статьях «Молчание» и «Трагизм повседневной жизни» (1896 г.) Метерлинк утверждал, что не внешняя реальность, а внутренняя, подсознательная жизнь определяет поведение персонажей, оказывающихся «непосредственно лицом к лицу с враждебной им действительностью». Герои его пьес пассивно ждут того, что может с ними произойти, потому что чувствуют себя игрушкой неведомых сил. С поразительной силой эта атмосфера ожидания и покорности перед неотвратимо надвигающейся судьбой передана в одноактных пьесах «Непрошенная», «Там внутри» и «Слепые», написанных в 1890-е гг. и передающих ощущение безысходности, характерное для конца столетия. С наступлением нового века Метерлинк одержим желанием подарить человеку новую надежду на возможность счастья, которую, конечно же, легче всего обнаружить в сказочных сюжетах. Так рождается «Синяя птица».

Действие этой феерии в двенадцати картинах происходит в «Садах Блаженства», «Стране Воспоминаний», «Царстве Будущего». Среди действующих лиц представлены не только люди, животные, но и их души, а также Вода, Молоко, Сахар, Душа Света и еще множество удивительных персонажей. Поразительна многоплановость, многослойность произведения, в котором очевидны и фольклорные корни и элементы романтической сказки. Но независимо от того, сколько пластов и слоев мы способны в нем расшифровать, и в детски наивном, и во взрослом философичном восприятии «Синей птицы» присутствует желание поддаться очарованию простой и светлой мысли о том, что любовь и счастье служат человеку в его жизни путеводной звездой. Для творчества Метерлинка закономерно, что на поиски этой звезды уходят дети, которые в своей открытости и готовности к чуду способны в большей степени, чем отчаявшиеся и разуверившиеся взрослые, проникнуть в тайны Бытия.

Однако и в этой, самой светлой своей пьесе, писатель — не безудержный оптимист: ни в сновидениях, ни наяву Синяя птица не дается в руки мальчика Тильтиля. Но счастливым был сам поиск Синей Птицы, так многому научивший всех, кто в нем участвовал. На протяжении всего XX в., особенно в России, Синяя птица была символом поисков счастья. На русской земле с феерией Метерлинка произошло чудо. История театрального искусства едва ли располагает другими столь же поразительными примерами не только долголетия спектакля, но и его превращения в совершенно особый феномен национальной культуры. И это при том, что все творения Метерлинка сразу же становились достоянием русского человека и зрителя, благодаря живому интересу к ним не только у русских символистов, но и у всех, кто чувствовал потребность в новых формах. А.А. Блок и В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт и М.А. Волошин были не только их переводчиками, но и страстными пропагандистами и интерпретаторами, глубоко понимавшими особенности творческого новаторства Метерлинка. Его ранними пьесами увлекался А.П. Чехов, их ставили К.С. Станиславский, В.Э. Мейерхольд и Е.Б. Вахтангов. В них играли выдающиеся русские актеры. И все-таки Метерлинк известен в России прежде всего как автор «Синей птицы», показавший, что надежда для человека заключена в безграничности и бесконечности познания.

Источник: Энциклопедия литературных произведений / Под ред. С.В. Стахорского. - М.: ВАГРИУС, 1998

Понравился материал?
1
Рассказать друзьям:
Просмотров: 1514