Меню сайта
Статьи » Зарубежная литература » Другие авторы

"Семья Резо" (Базен): описание и анализ трилогии

  • Статья
  • Еще по теме

«Семья Резо» («La famille Rezeaux») — трилогия французского писателя Эрве Базена. Состоит из трех романов: «Змея в кулаке», «Смерть лошадки», «Крик совы». Все три книги имеют самостоятельное значение (во Франции они издаются отдельно), но общность персонажей и сюжетных мотивов позволяет объединить их в трилогию, последовательно освещающую разные этапы в жизни Жана Резо и его семьи.

После 1948 г., когда Эрве Базен, добившись долгожданного успеха в поэзии (премия Аполлинера), неожиданно обратился к романистике, писатель дважды (1950, 1972 гг.) вновь возвращался к истории Резо.

В середине XX в. «семейный роман», ранее завоевавший авторитет благодаря бессмертным творениям Диккенса и Голсуорси, широко распространяется и во Франции, где основоположником этого жанра выступал еще Э. Золя («Ругон-Маккары»). «Семья Тибо» Р. Мартен дю Гара, «Хроника Паскье» Ж. Дюамеля, «Семья Буссардель» Ф. Эриа, «Клубок змей» Ф. Мориака могут быть причислены к литературным источникам «Змеи в кулаке», почти одновременно с которой публиковался и другой роман-хроника семьи «Сильные мира сего» М. Дрюона. Базен расширил возможности жанра и сумел по-новому подойти к семейной тематике, благодаря чему «Змея в кулаке» стала бестселлером 1948 г. (тираж к 1990 г. свыше пяти миллионов) и получила признание критики («лучшая книга года»). Последующие произведения самого Базена — романиста, новеллиста, эссеиста («Встань и иди», «Супружеская жизнь», «Счастливцы с острова Отчаяния» и др.) — при всей остроте и актуальности затрагиваемых в них проблем и незаурядной литературной одаренности автора — написаны в более традиционной манере.

Новизна «Змеи в кулаке» Базена заключалась в том, что семейный конфликт впервые излагался от лица его активного участника — подростка Жана, не приемлющего деспотизма своей своенравной, жестокой и скаредной матери, прозванной детьми Психиморой (буквально «Безумная свинья» — Folcoche). Неравенство сил в изматывающем душу мальчика противоборстве, обреченность его попыток протеста (непослушание, озорные выходки) на неизбежное подавление и наказание придают роману особое напряжение и драматизм. Юный Жан Резо не имеет союзников в борьбе — его не поддерживают ни смирившиеся с самодурством Психиморы братья, ни безвольный отец, нашедший убежище в коллекционировании бабочек, а окружающие видят в Резо вполне нормальную, уважаемую в городе семью — и это перерождает непокорного мальчишку, сжимающего в кулаке гадюку, в озлобленного бунтаря, отвергающего (пока на словах) сложившиеся общественные институты и религиозно-нравственные ценности. Литературный стиль Базена, стремившегося «насколько это возможно — смелее приблизиться к реальности», присущее писателю подчеркнутое внимание к деталям, превращающее незначительный жест, поступок, реплику в обобщенный символ, позволило придать непривычному, сложному образу главного героя психологическую убедительность и достоверность.

В «Смерти лошадки» Базена бунтарство героя романа уже не выходит за пределы внутрисемейного конфликта: повзрослевший Жан Резо, порвав с семьей, начинает самостоятельную трудовую жизнь. И хотя мать продолжает строить козни (полицейская слежка, лишение сына отцовского наследства), теперь Психимора сталкивается с достойным противником: предав огласке компрометирующие письма, Жан одерживает победу и, отсудив положенную ему часть денег, добивается материальной независимости.

Двадцать лет спустя Базен вновь возвращается в «Крике совы» к Жану Резо, прототипом которого, по общему мнению, послужил сам автор (сходство биографий писателя и его персонажа было столь очевидным, что общественность г. Анже не поддерживала контактов с литератором до конца 60-х гг., сочтя, что он опозорил собственную семью и родной город). Личные переживания Базена (в 1960 г. он был вынужден поселить у себя мать) и общественные потрясения (молодежная революция 1968 г.) привели к философскому переосмыслению ведущей темы трилогии — противоборства матери и сына. Постаревшая, постепенно угасающая Психимора больше не кажется остепенившемуся Жану воплощением зла, а ее смерть воспринимается как трагедия, как гибель старого мира. Героя «Крика совы» тревожит распущенность и прагматизм молодежи, он почти сожалеет об утрате тех нравственных основ общества, против которых когда-то так яростно восставал юный Резо. Меняется и ритм повествования: от отчаянного вызова «Змеи в кулаке» и динамичной интриги второго романа трилогии Базен переходит к спокойному, порой ироничному пессимизму, лишь изредка поднимаясь до высот былого драматизма.

В том же году, когда вышел «Крик совы» (1972 г.), экранизирована Пьером Кардиналом «Змея в кулаке»; роль Психиморы исполнила Алиса Сапритч.

Источник: Энциклопедия литературных произведений / Под ред. С.В. Стахорского. - М.: ВАГРИУС, 1998

🔍 смотри также:
Понравился материал?
11
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Просмотров: 9083