Меню сайта

Статьи » Зарубежная литература » Другие авторы

Роман Оруэлла "1984": главные герои и их судьбы

  • Статья
  • Статьи по теме
  • Книги по теме

Уинстон Смит. Одним из тех героев, чьими глазами мы смотрим на ангсоц, является Уинстон Смит. Он — рядовой сотрудник Министерства правды, его главная задача — исправлять прошлое, бороться с ним по указке свыше. Каждый день он получает записки, в которых на новоязе даются руководящие указания, «уточняются» те страницы истории, в которые он должен внести исправления. Работа не кажется Уинстону слишком тяжёлой, он даже находит в ней элементы творчества. Например, придумывая историю жизни никогда не существовавшего Огилви, он даже чувствует гордость за то, что рассказ его оказался весьма правдоподобным и поучительным.

Однако такая жизнь мучительна для мыслящего человека. Поэтому Уинстон решается на одно из самых страшных преступлений, которое на новоязе называется «двоемыслие»: он начинает вести дневник, в котором записывает свои самые сокровенные мысли. Он обращается в этом дневнике к тому времени, «когда мысль свободна, люди отличаются друг от друга и живут не в одиночку, времени, где правда есть правда и былое не превращается в небыль». А свою эпоху он называет эпохой одинаковых, эпохой двоемыслия, эпохой Старшего Брата, эпохой одиноких.

Роковым становится для Уинстона более близкое знакомство с О’Брайеном. Пойдя за этим провокатором, он оказывается в застенках Министерства любви. Здесь О’Брайен приступает к его «излечению», которое заключается в пытках, побоях и издевательствах.

Джулия. Когда Уинстон понравился Джулии, она первой сделала шаг ему навстречу. Это противоречило принятой в ангсоце морали, тем более, что Джулия была активисткой антиполового союза, пропагандировавшего стыдливость и целомудрие. Однако она рассматривала свою личную жизнь как единственную соломинку, благодаря которой она сможет спастись из пучины уравнительности. Её дом — общежитие, в котором, кроме неё, живут ещё тридцать женщин. Работает она в отделе литературы, где обслуживает электромотор машины, сочиняющей романы. И хотя она знает весь технологический процесс сочинения романов — от формулирования заказа-директивы до последней редакторской правки, читать Джулия не охотница. Прошлое не оставило большого следа в её памяти: помнила Джулия лишь своего деда, но тот исчез, когда ей было девять лет. В школе Джулия была капитаном хоккейной команды, дважды выигрывала соревнования по спортивной гимнастике. Была командиром отряда разведчиц, а в Союзе юных была секретарём отделения, пока не вступила в Молодёжный антиполовой союз. Знаком особого доверия оказалось выдвижение её на работу в «порносек» — отдел, выпускающий дешёвую порнографическую литературу для пролов. Над смыслом своей жизни до встречи с Уинстоном Джулия не очень-то задумывалась.

Джулии казалось, что она полюбила Уинстона Смита. Возможно, так оно и было в самом деле. Однако под пытками она рассказала о нём всё, что знала, упомянув и о крысах, которых он так боялся ещё с детства.

После того как Уинстон и Джулия прошли через все унижения и пытки в Министерстве любви, отношения между ними прекратились. И вдруг они неожиданно встретились на улице. Уинстон обратил внимание на то, что Джулия в чём-то изменилась: её лицо приобрело землистый оттенок, через весь лоб к виску тянулся шрам, талия стала толще и потеряла былое изящество. Она научилась глядеть на Уинстона с неприязнью.

Чувствуется, что последняя встреча с Уинстоном — тяжёлое испытание для Джулии. Она стремится поскорее завершить это затянувшееся свидание. Обменявшись ничего не значащими фразами, они прощаются, чтобы не видеться больше никогда.

О’Брайен. Впервые О’Брайен появляется в романе на «двухминутке ненависти», куда приходит Уинстон Смит. Писатель показывает, что О’Брайен заинтересовал Уинстона. Позже этот интерес приводит Уинстона к более тесному сближению с О’Брайеном. Он принимает О’Брайена за политического заговорщика и соглашается посетить его дома. Когда Джулия и Уинстон приходят к О’Брайену, хозяин достаёт бутылку вина (напиток, запрещённый в ангсоце, где можно пить только тошнотворный джин «Победа»), угощает гостей и поднимает тост за Эммануэля Голдстейна. Он объявляет себя членом тайной организации «Братство» и задаёт вступающим в «Братство» Джулии и Уинстону несколько вопросов. Кроме разлуки друг с другом, влюблённые герои согласны на всё: они готовы пожертвовать своей жизнью, готовы совершить убийство, согласны пойти на вредительство, которое может стоить жизни сотням ни в чём не повинных людей, согласны изменить родине и служить иностранным державам, готовы обманывать и совершать подлоги, даже плеснуть серной кислотой в лицо ребёнку — словом, готовы на всё, что могло бы деморализовать население и ослабить могущество партии.

Герои согласны на всё: им опостылела их нищенская, рабская жизнь. Конечно, тем самым герои решаются идти против толпы. Но ещё более они идут против лживого устройства жизни, против чьей-то монополии на обладание истиной и на манипулирование ею. «Если ты в меньшинстве — и даже в единственном числе, — это не значит, что ты безумен, — уверяет себя Уинстон. — Есть правда и есть неправда, и, если ты держишься правды, пусть наперекор всему свету, ты не безумен».

«Здравый рассудок — понятие не статистическое», — говорит Уинстон, и в этих словах — его правда.

О’Брайен издевается над Уинстоном: изнуряет его ударами электрического тока, морит голодом, травит его, беспомощного человека со связанными руками и ногами, голодными крысами. И всё же Уинстон не утрачивает к нему уважения! Парадокс, но жертва привыкает к своему палачу. Страшное психологическое открытие сделал Оруэлл. Действительно, Уинстон привык к О’Брайену.

Если для Уинстона цель жизни — в достижении правды, то О’Брайен целиком предан власти. В упоении властью О’Брайен даже не замечает, как становится смешным в своей удивительной самонадеянности: он утверждает, что Внутренняя партия властвует над материей и управляет законами природы, что, при желании, она могла бы даже погасить звёзды на небе.

Уинстон пытается с ним спорить, приводить разумные аргументы, отстаивать своё право на человечность. О’Брайен же просто рассказывает ему о том, какое общество строят они, пришедшие к власти середнячки: «Всё, что вы перенесли с тех пор, как попали к нам в руки, — всё это будет продолжаться, только хуже. Никогда не прекратятся шпионство, предательства, аресты, пытки, казни, исчезновения. Это будет мир террора — в такой же степени, как мир торжества. <…> От победы к победе, за триумфом триумф и новый триумф: щекотать, щекотать, щекотать нерв власти. Вижу, вам становится понятно, какой это будет мир. Но в конце концов вы не просто поймёте. Вы примете его, будете его приветствовать, станете его частью».

Уинстон сопротивляется этому пророчеству, отказывается в него верить. Его били, пинали, пороли, оскорбляли, он катался по полу от боли, моля о пощаде. Но Уинстон пока ещё чувствует за собой моральное превосходство: ведь, несмотря ни на что, он продолжает любить Джулию. Однако эта любовь — не препятствие для О’Брайена. Он отправляет Уинстона в комнату номер сто один, где его поджидают голодные крысы, готовые наброситься на него. И там Уинстон сдаётся: «Отдайте им Джулию! Отдайте им Джулию! Не меня, Джулию! Мне всё равно, что вы с ней сделаете. Разорвите ей лицо, обгрызите до костей. Не меня! Джулию! Не меня!»

Это и есть моральная капитуляция Уинстона. О’Брайен вполне удовлетворён. Клетка с крысами захлопывается, и Уинстону даруется жизнь. Уинстон избежал смерти. Избежал ценою предательства. Он предал свою возлюбленную. Пытки возымели своё действие. Уинстон стал таким, как все, в нём убиты все прежние чувства, включая чувство собственного достоинства. «Последним человеком» называл его О’Брайен. Быть может, он и оставался тем самым последним человеком, сохранявшим своё человеческое достоинство, но не вынесшим пыток. Джулия также предала его. Ей не остаётся более ничего, как избегать Уинстона, а при встрече смотреть на него с неприязнью. Но победил ли О’Брайен? Добился ли он своей цели? Поразмышляйте над этими вопросами, прочитав роман до конца.

Источник (в сокращении): Литература: 9 класс: в 2 ч. Ч. 2/ Б.А. Ланин, Л.Ю. Устинова; под ред. Б.А. Ланина. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Вентана-Граф, 2016

Понравился материал?
0
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Категория: Другие авторы | Добавил: katerina510 (21.05.2018)
Просмотров: 59 | Теги: 1984