Рафаэлло Джованьоли и его роман "Спартак"
Рафаэлло Джованьоли (1838—1915) — писатель, участник движения за воссоединение Италии, был преподавателем истории в Риме, несколько раз избирался депутатом парламента, был близок к Д. Гарибальди. Его первые романы на темы современной жизни оказались неудачными, а исторические труды еще ждут своих исследователей. Зато роман «Спартак» (1874) сразу же привлек к себе читательское внимание. Героическая эпоха гарибальдийских походов вызвала ассоциативную связь со временем Суллы и Цезаря, когда против тирании Рима выступили угнетенные. Писатель обратился к этой теме потому, что увидел тут солидарность людей из различных рас, каст, сословий и глубокий революционный накал под спудом беззакония, рабства, преступного подавления свободы. В романе «Спартак» с большим сочувствием изображено восстание гладиаторов и рабов в Древнем Риме в 74—71 гг. до н. э. Несомненно, творческая удача писателя — яркий, романтический образ фракийца Спартака, выдающегося героя одного из самых крупных восстаний рабов, который проявил себя как блестящий полководец, отважный вождь угнетенных, поднявшихся против политической тирании и заявивших о свободе человеческой личности. В круг действующих лиц автор ввел известных политических и военных деятелей того времени — Суллу, Катилину, жестоких, развращенных, и героев менее известных, коварных, циничных и несчастных. Достоинством романа Рафаэлло Джованьоли было не столько добросовестное переложение реальных событий на язык художественной прозы, сколько пафос изображения грозного народного движения, величие и гуманизм его идеалов. Трагичен исход событий, но ничто не в состоянии истребить память о них. Трогательна история любви Спартака к патрицианке Валерии, жене диктатора Суллы, но еще более волнующе столкновение двух судеб — Спартака и Цезаря, двух противоположных жизненных концепций. Ум, властность Цезаря, презирающего толпу, но не гнушающегося заигрывать с низами, чтобы завоевать доверие народа и захватить власть, противостоят истинному свободолюбию и демократизму Спартака, который хочет «разбить цепи несчастных, прикованных к колеснице римских побед», и, перековав цепи на мечи, с их помощью изгнать позор рабства, дать всем счастье, равноправие, братство. Оптимистичен финал романа, когда Спартак произносит свою речь — завещание грядущим поколениям: «Я встречу славную смерть за правое дело, и кровь, пролитая нами, оплодотворит поле свободы, выжжет новое позорное клеймо на лбу угнетателей, родит бесчисленных мстителей. Вот самое лучшее наследство, которое можно оставить потомкам: пример для подражания». Источник: Горбунов А.М. Панорама веков: Зарубежная художественная проза от возникновения до XX века - М.: Кн. палата, 1991 🔍 смотри также:
Понравился материал?
Рассказать друзьям:
Просмотров: 841
| |