Меню сайта
Статьи » Зарубежная литература » Другие авторы

Рафаэль Альберти: краткая биография, сюрреализм в творчестве

  • Статья
  • Еще по теме

Рафаэль Альберти (1902-1999) — испанский поэт и художник, принадлежал к «поколению 27-го года». В 1917 семья Альберти переехала из провинции Кадис в Мадрид, и он начал заниматься живописью. В 1922 году он выставил свои работы в Атенео, став первым испанским художником, представившим абстракционистские картины.

Ранняя поэзия Рафаэля Альберти несет на себе печать разнородных влияний, в том числе и авангардистских (он печатался в ультраистских журналах «Альфар» и «Плюраль»). В 1929 году Рафаэль увлекся сюрреализмом; в сотрудничестве с художницей Марухой Мальо осуществил публикацию серии стихотворений в «Ла Гасета Литерариа», объединенных потом в цикл «Я был дураком и то, что я увидел, сделало меня вдвойне дураком».

В 1931 он активно включился в политическую борьбу и вступил в Коммунистическую партию Испании. В его стихах стали преобладать социальные мотивы; ориентация на пролетарские массы побудила Рафаэля Альберти отказаться от усложненных поэтических форм. В 1931-1932 гг. он прожил часть года в Париже, где общался с Сюпервьелем, Пикассо, Шагалом, Альтолагирре и группой «Транзишн». В 1932 г. Рафаэль Альберти побывал в СССР, где познакомился с Арагоном. В годы, предшествовавшие гражданской войне в Испании, он дружил с П. Нерудой.

К сюрреалистическому периоду творчества этого автора относятся книги стихов «Об ангелах» (1929) — в ее последней части, по мнению Х. Диего, чувствуется влияние Х. Ларреа, которым Альберти в тот период очень увлекался,— и «Проповеди и обители» (1930); а также пьеса «Необитаемый человек» (1931). Пьеса— «Фермин Галан» (1931), с подзаголовком «романс слепца», поставленная в Мадриде Маргаритой Ксиргу, — носит переходный характер. Отголоски сюрреализма сохранились в элегии на смерть Игнасио Санчеса Мехиаса (1934).

В мемуарах «Затерянная роща» (1959, рус. пер. 1968) Рафаэль Альберти характеризует свой стиль этого периода: «...Я стал писать на ощупь, не зажигая огня, в любой час ночи, с ненарочитым автоматизмом, по спонтанному — до дрожи и лихорадки — импульсу, что приводило к тому, что стихи сталкивались друг с другом, и порой мне не удавалось расшифровать их днем». Целиком и полностью принимая новое литературное направление, он настаивал на национальных корнях испанского сюрреализма.

Стихи Рафаэля Альберти сюрреалистического периода носят протестный характер, с точки зрения эстетической в них сталкиваются средневековая и подчеркнуто современная образность, синтаксис, отсылающий к Гонгоре, и цепочки логически не организованных ассоциаций. Метафорические ряды подчиняются законам кинематографической оптики: зримость образов сочетается с резкой сменой планов, придающей стихам внутреннюю динамичность. В пьесе "Необитаемый человек" он использует для выражения социального протеста форму аллегорического действа, напоминающего аутосакраменталь или средневековое моралите.

Источник: Энциклопедический словарь сюрреализма - М.: ИМЛИ РАН, 2007

🔍 смотри также:
Понравился материал?
0
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Просмотров: 1381