Меню сайта
Статьи » Зарубежная литература » Другие авторы

"Проклятые короли" (Дрюон): описание и анализ цикла романов

  • Статья
  • Еще по теме

«Проклятые короли» («Les rois maudits») — цикл исторических романов Мориса Дрюона, французского писателя, публициста и общественного деятеля. Цикл состоит из семи романов: «Железный король» (1955 г.), «Узница Шато-Гайяра» (буквально — «Королева в неволе», 1955 г.), «Яд и корона» (1956 г.), «Негоже лилиям прясть» (буквально — «Право мужчин», 1957 г.), «Французская волчица» (1959 г.), «Лилия и лев» (1960 г.); «Когда король губит Францию» (буквально — «Когда король теряет Францию», 1977 г.). В 1965 г. автор переработал первые шесть романов, придав им композиционно-стилистическое единство и объединив их в цельное, завершенное через 12 лет произведение.

Творчество Дрюона неразрывно связано с событиями новейшей истории Франции. Истинный патриот, активный участник Сопротивления, писатель придерживался консервативных взглядов и глубоко переживал утрату Францией статуса одной из ведущих колониальных держав мира, потерю внешнеполитической самостоятельности и разрушение вековых религиозно-нравственных устоев. Подобно тому, как в романе «Сильные мира сего», удостоенном Гонкуровской премии (1948 г.), Дрюон стремился на примере разложения и вырождения богатой, знатной семьи раскрыть подлинные, скрытые процессы, приведшие страну к катастрофе 1940 г., — здесь он обратился к событиям первой половины XIV в. для того, чтобы найти в далеком прошлом пример превращения богатой и процветающей Франции в опустошенное и разоренное государство, само существование которого было поставлено под угрозу. «В нашу эпоху <...> человек испытывает все более острую необходимость вернуться к истокам, он охотно вопрошает прошлое, чтобы обрести там вечные человеческие ценности и получить хотя бы частичные ответы на тревоги сегодняшнего дня», — писал автор цикла «Проклятые короли» Ф.С. Наркирьеру, объясняя причины своего обращения к полузабытому жанру исторического романа, расцвет которого пришелся на середину XIX в., когда произведения Вальтера Скотта и А. Дюма-отца оказывали огромное воздействие на современников. В 1930 — начале 1950-х гг. французские литераторы использовали исторические сюжеты либо для пропаганды социалистических идей («Робеспьер» Р. Роллана, «Кровавые дни Парижа» Ж. Кассу), либо для создания низкопробных приключенческих книжек («Милая Каролина» Ж. Лорана); редкие авторы ставили перед собой задачу воспроизведения картин ушедших эпох для освещения наболевших вопросов современности, как Маргерит Юрсенар в «Воспоминаниях Адриана» (1951 г.) и Морис Дрюон.

«Проклятых королей» Дрюона часто сравнивают с романами Дюма-отца; можно найти некоторое сходство в стиле и литературной манере этих писателей: интригующий, захватывающий сюжет, обилие диалогов, краткость описаний и т.д. Но, в отличие от классика жанра, Дрюон не романтизирует своих персонажей, которым не свойственны благородные, возвышенные чувства; действующие лица обычно руководствуются корыстью, властолюбием или похотью. Другое, принципиальное отличие «Проклятых королей» заключается в том, что Дрюон стремился максимально приблизиться к исторической правде и никогда не позволял себе вольного обращения с фактами. Писатель тщательно изучал средневековые хроники и тесно сотрудничал с профессиональными историками; среди персонажей почти нет выдуманных, «введенных» автором лиц, и в начале каждого романа (кроме последнего) дается краткий перечень участников предстоящих событий с указанием их званий и должностей (в «Лилии и Льве» — также и биографий).

Хронологически «Проклятые короли» Дрюона охватывают период с начала 1310-х до середины 1350-х гг., а истоки всех бед, обрушившихся тогда на Францию (постоянная смена королей, обнищание народа, чума и неудачное начало Столетней войны с Англией), согласно легенде, таятся в проклятии, которому подверг Жак де Молэ, Великий магистр ордена тамплиеров, французского короля Филиппа IV Красивого. Дрюон рисует перед нами неоднозначный, многокрасочный образ этого правителя: сплотивший страну и укрепивший ее могущество, король сумел подчинить как властительных баронов, так и самого римского папу, вынудив его переехать в Авиньон. Но, движимый алчностью, обуреваемый гордыней, Филипп IV решил прибрать к рукам богатства тамплиеров, заставив папу обвинить орден в ереси. Неправедное, затянувшееся на семь лет судилище завершилось казнью, и перед тем, как его полностью поглотило пламя костра, престарелый глава ордена выкрикнул страшные, грозные, пророческие слова. Рассказав в первом романе о последовавшей вскоре кончине «железного» короля, Дрюон в последующих пяти книгах описывает, как сбывается проклятие и на протяжении 14 лет вымирают дети и внуки Филиппа IV; на троне сменяются бездарные и недолговечные правители (Людовик X Сварливый, Клеменция Венгерская, Карл IV), верхушка знати одержима жаждой власти и занята интригами (особенно колоритна и зловеща фигура графа Робера д’Артуа), а честные и порядочные люди (Ангерран де Мариньи, ломбардские банкиры и др.) не могут противостоять бесчинствам монархов и претендентов на престол, и страна постепенно приходит в упадок. Завершающий цикл романа резко отличается от остальных — действие переносится из 1328 г. в 1350-е гг. и доводится вплоть до пленения короля Иоанна Доброго в битве при Пуатье — одной из самых позорных страниц в истории Франции; изложенные от лица перигорского кардинала события теряют динамизм и сопровождаются горестными рассуждениями о судьбах Франции и ее народа.

Предваряющий каждую книгу пролог отражает авторские взгляды на историю и политику. Особо следует выделить философски-обобщающее вступление к последнему роману, в котором писатель прямо указывает на посредственность и скудоумие властей предержащих как главную причину разорения страны; при этом Дрюон не различает форму правления, считая, что демократия вовсе не гарантирует народу зашиты от «проклятия посредственности»: «Но разве народы чаще выигрывают в лотерее избирательных урн, чем в лотерее хромосом?».

По мотивам цикла «Проклятые короли» Дрюона во Франции был снят телефильм (1973 г.); зрителям запомнился Жан Пиа, сыгравший роль Робера д’Артуа.

Источник: Энциклопедия литературных произведений / Под ред. С.В. Стахорского. - М.: ВАГРИУС, 1998

🔍 смотри также:
Понравился материал?
5
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Просмотров: 4038