Меню сайта
Статьи » Зарубежная литература » Другие авторы

"Прелестные картинки" (Бовуар): описание и анализ романа

  • Статья
  • Еще по теме

«Прелестные картинки» («Les Belles images») — роман Симоны де Бовуар. Издан в 1966 году.

Симона де Бовуар получила философское образование и первые свои романы посвятила исследованию различных положений экзистенциализма, как бы подвергая их испытанию, а потом подтверждая их справедливость «примерами из жизни» или выдуманными ситуациями. Но постепенно писательница переходит от исследования отвлеченных философских проблем к художественному отображению самой действительности. Ее сближению с жизнью содействовала написанная ею автобиографическая трилогия: художественно-документальное повествование по закону жанра приближено к живой реальности и не позволяет превалировать любого рода отвлеченностям. «Прелестные картинки» Бовуар — следующий шаг писательницы к жизни; в нем она, с одной стороны, показывает психологию интеллигентов-обывателей, их душевный и духовный склад, а с другой — кризис сознания человека этой среды, его стремление к более подлинной действительности. Главная героиня романа, Лоранс, переживает психологический кризис одновременно с маленькой Катрин, своей дочерью. У Лоранс — это нервный срыв, болезнь, а у Катрин — естественные трудности роста: кончается детство, и она задает себе и матери вопрос: для чего мы существуем? Почему рядом с нами люди умирают от голода? Разве можно спокойно жить рядом с чужим страданием? Лоранс должна решить, будет ли она превращать свою дочь в «прелестную картинку», в какую когда-то превратили ее саму, или отважится на открытый контакт с действительностью.

Всё в маленьком мирке Лоранс будто «сошло с картинки». Повествование ведется только в настоящем времени. Оно течет вяло, передавая неподвижность — «вечное настоящее» — нарядных картинок, где чувства безжизненны, где слова бессмысленны. Прелестные картинки на глянцевой бумаге — образец для подражания, идеальная модель, с которой окружение Лоранс сознательно или бессознательно постоянно сравнивает себя. Чем ближе к образцу, тем увереннее чувствует себя человек, порожденный и сформированный «прелестными картинками». Однако «прелестная картинка» Лоранс сама занята производством «прелестных картинок», она успешно работает в рекламном агентстве и лучше других знает цену мифа благополучия, который подчиняет себе психику людей ее среды. Знает все дешевые ухищрения, фальшь образцов, примитивность завлекающих мотивировок. Миф благополучия не приносит благополучия, он превращает человека в робота или доводит до нервного срыва. И Лоранс, которую лечат «от нервов», понимает, что не отдаст в плен картинкам Катрин. Притча о живущем в подземной тьме кроте, которому пришла фантазия раскрыть глаза, в романе не случайна. Крот раскрывает глаза, но в душе его тревога. «Дети еще могут на что-то рассчитывать. На что? Если б знать», — так звучит последняя фраза романа.

Источник: Энциклопедия литературных произведений / Под ред. С.В. Стахорского. - М.: ВАГРИУС, 1998

🔍 смотри также:
Понравился материал?
2
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Просмотров: 2654