Меню сайта
Статьи » Зарубежная литература » Другие авторы

"Потерянный рай" (Милтон): описание поэмы, краткая биография автора

  • Статья
  • Еще по теме

«Потерянный рай» («Paradise Lost») — поэма Джона Милтона, английского поэта и публициста. Это произведение Милтон задумал в последний год жизни лорда-протектора Оливера Кромвеля, то есть в 1655 или 1656 г., завершил в 1665 и издал в 1667 г.

Литературная жизнь Д. Милтона началась в 1625 г., едва он поступил в Кембриджский университет и вскоре своими ясными, возвышенными стихотворениями на латинском и английском языках заслужил репутацию наследника Чосера и Спенсера. После окончания университета Милтон пять лет прожил в Горгоне (возле Виндзора), читая греческих и римских авторов, занимаясь математикой и музыкой и не оставляя поэзию. Постепенно в нем зрело недовольство королевским двором и церковью, которое он выплескивал в стихах. В 1638 г. Милтон отправился в путешествие по Италии, которое было прервано слухами о разразившейся в Англии гражданской войне. «Я счел для себя невозможным развлекаться в безопасности, когда мои сограждане борются за свою свободу»,— писал он. Жизнь Милтона круто изменилась, и в 1640—1660-х гг. он полностью поглощен политикой. Стихов почти не пишет, зато как сторонник индепендентов сочиняет много публицистики. Всеевропейская слава Милтона началась, когда он написал памфлет, оправдывающий казнь короля Карла I, а потом еще два знаменитых памфлета «Защита английского народа» (1651 и 1654 г.), направленных против английской феодальной реакции и в защиту английской республики. В 1660 г., когда произошла реставрация Стюартов, Милтон был вынужден скрываться, опасаясь за свою жизнь.

«Потерянный рай» — воплощение многолетних размышлений автора о королевской власти, церкви, о религии, так или иначе отраженных в его поэтических и публицистических сочинениях, а также собственных его наблюдений над революционными преобразованиями, каких еoе не было в Европе. Х.Л. Борхес писал о замысле поэмы: «Порой занятие литературой чревато претенциозным намерением — созданием совершенной книги Книги Книг, включающей, подобно платоновскому архетипу, все прочие книги: предмет, чью ценность не умаляет время. Кто питал это намерение, выбирал великие дела» («Заметки об Уитмене»). В числе прочих авторов он упоминает и Милтона, остановившегося на теме изгнания людей из Рая и первородном грехе. Можно спорить о слове «претенциозность», но по сути Борхес прав. Милтон ни в стихах, ни в прозе никогда не удовлетворялся малым, да и его значительно возвышенный торжественный стиль не предназначен для описания обыкновенной жизни. К тому же не следует забывать о революционном опыте поэта, ставшего очевидцем невиданных до тех пор по масштабу и жестокости преобразований. Кстати, и конфликт людей с Богом в поэме «Потерянный рай» со временем ушел на второй план. Адам и Ева, как бы живо ни были они обрисованы, постепенно стали восприниматься всего лишь поводом для разговора о противостоянии Бога и Сатаны. Хотя не исключено, что для Милтона главным героем был Человек, ибо его любовь, его нежность, его надежды постоянно обращены на Человека с самых первых минут невинного счастья до последних мгновений изгнания из Рая.

В европейской философской литературе, а также беллетристике примерно с середины 1550-х гг. постоянно обсуждается один вопрос, ставший приметой нового времени: когда, как и кто может восстать против верховной власти, если эта власть проявляет себя как деспотическая? Правда, речь, как правило, идет о королевской власти, в крайнем случае — о власти папы, а не о божественной власти. У Милтона конфликт обретает космические масштабы. «Князь тьмы» Сатана, которого автор называет «падшим херувимом», светоносный ангел бунтует против единоличной власти Бога. Он как будто даже искренне верит в свою миссию освободителя, но на самом деле — сознательно или бессознательно — прикрывает ею собственные честолюбивые планы. По крайней мере, Сатана наделен властностью и надменностью, так что в случае удачи, наверняка, сам стал бы деспотом.

На русский язык поэму «Потерянный рай» Милтона частично или полностью пробовали переводить разные поэты, однако адекватный с точки зрения поэтической перевод был создан лишь в 1970-х гг. поэтом А.А. Штейнбергом, чей суровый жизненный (война, лагеря) и поэтический опыт нашел свое идеальное воплощение в переводе иноязычного поэта.

Через четыре года после издания поэмы «Потерянный рай» Милтон опубликовал поэму «Обретенный рай» (1671), в которой рассказал об искушениях Христа в пустыне. Она почти полностью построена на диалогах, ее стиль, еще более торжественный, чем в «Потерянном рае», но более спокойный, умиротворенный, говорит о мудрой старости поэта.

Источник: Энциклопедия литературных произведений / Под ред. С.В. Стахорского. - М.: ВАГРИУС, 1998

🔍 смотри также:
Понравился материал?
0
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Просмотров: 1124