Меню сайта
Статьи » Зарубежная литература » Другие авторы

"Песня о себе" (Уитмен): описание и анализ поэмы

  • Статья
  • Еще по теме

«Песня о себе» («The Song of Myself») — поэма У. Уитмена. Опубликована в составе сборника «Листья травы» в 1855 г. В одном из писем, определяя замысел книги, где центральное место занимала «Песня...», автор отмечал: «...Эту книгу вызвало к жизни мое существование в Бруклине и Нью-Йорке с 1838 по 1853 год, впитавшее в себя за эти пятнадцать лет миллионы человеческих судеб, которые я прочувствовал так интимно, с таким пылом и непринужденностью, как никогда». «Песня о себе» Уитмена написана длинными нерифмованными строками и состоит из 52 отделов, каждый из которых представляет собой образно-смысловое единство. Свободный стих «Песни...» ориентируется на «верлибр» древнеиндийского эпоса, Ветхого Завета. Этот огромный лирический монолог, представляющий собой «историю души», процесс духовного и нравственного возмужания творческой личности, стоит как бы на стыке двух жанровых форм: лирического стихотворения и эпической поэмы, по сути представляя собой сложный жанровый гибрид — лирический эпос.

Отсутствие эпического повествовательного сюжета, внешней интриги, коллизий между персонажами отличало поэму Уитмена «Песня о себе» от современных ему романтических поэм. Впрочем, отсутствие внешнего сюжета не означает, что в уитменовской «песне» сюжета нет вовсе. Сюжет есть — внутренний, лирический. Единственный персонаж «Песни...» — авторское «я» поэта, а сама эта поэма есть не что иное, как вереница его воспоминаний, свидетельств, пророчеств и исповедей.

Все, о чем повествует поэт в этом монологе, либо им вспоминается, либо воображается. Все эпизоды биографии лирического героя или истории Америки изображены как фрагменты душевной жизни. Оттого эти события входят в сцепления, не соответствующие ни хронологическому порядку, ни причинно-следственной логике их соподчиненности: они монтируются по принципу свободной ассоциации, «каталога».

Лирический герой «Песни о себе» разительно отличался от типичных для романтизма героев — одиноких, разочарованных, отверженных. Герой романтиков — от Вордсворта до Лермонтова — личность, целиком и без остатка погруженная в свои интимные переживания, озабоченная перипетиями своей личной судьбы. Уитмен представляет своего героя во всей полноте не только приватного бытия, но и в подробностях общественных деяний и политических устремлений. Он проявляет глубокий интерес к событиям социальной жизни своих современников, остро ощущая личную вовлеченность в исторический контекст; осознает себя каплей великого «океана толпы», рядовым участником всеобщей жизни. В знаменитой строке «Песни о себе» дана емкая формула двуединой природы лирического героя: «Уолт Уитмен, космос, сын Манхаттена».

В таком самоосмыслении себя как частицы массы выразился отход Уитмена от фундаментальных положений романтической концепции личности. И громадный монолог-«песня», оставшийся лирическим по своему исполнению, по самой сути выполнял эпическую функцию. Встав на путь эпизации лирики, Уитмен значительно расширил ее творческие возможности, изживая характерную для лирики камерность проблематики и интимность интонации.

Конкретный в своей телесной определенности «сын Манхаттена» — это только отправная точка в метаморфозе Уитмена-«космоса», который становится своего рода аллегорией американского народа. Поэтому в образе лирического «я» так скупо присутствуют автобиографические черты: конкретно-личное растворено во всеобщем. Именно поэтому и становятся возможны удивительные трансформации героя, способного разом охватить географические и исторические просторы.

Аллегорический по своему характеру герой «Песни о себе» Уитмена явился лирическим героем нового типа, который вместил в своей биографии, в своей судьбе большой исторический и социальный опыт нации.

Сделанные поэтом в «Песне о себе» открытия во многом определили пути развития мировой поэзии. Новаторство Уитмена-лирика оказалось «преждевременным» в литературной истории XIX века, однако уже в начале нашего столетия его «Песня...» была услышана. Опыт уитменовского лирического эпоса подхватили итальянские футуристы, В.В. Маяковский и В. Хлебников, Аполлинер и Сандрар, много позже — Неруда, Незвал, Евтушенко. Американская поэзия XX века — от К. Сэндберга и X. Крейна до А. Гинсберга и Л. Симпсона — развивалась под знаком открытий «Песни о себе».

Источник: Энциклопедия литературных произведений / Под ред. С.В. Стахорского. - М.: ВАГРИУС, 1998

🔍 смотри также:
Понравился материал?
8
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Просмотров: 9308